Экономика
Кирилл Букин

Лукашенко устроил «встряску» для правительства: детали

11 июня Александр Лукашенко вносил личный вклад в разгрузку складов.

Напомним, что по состоянию на 1 мая складские запасы готовой продукции в промышленности составляли 82,4% среднемесячного объема производства (33 триллиона 359 миллиардов рублей). По сравнению с началом года, они увеличились в полтора раза.

– Факт есть факт – рост складских запасов налицо, – признал Лукашенко на совещании по вопросам развития промышленного комплекса и реализации белорусской продукции.

Фото Радые Свабода

Между тем, совсем недавно генеральный директор МТЗ Владимир Волчок называл скопившиеся на предприятии трактора «золотым запасом». Но Александра Лукашенко эта «заначка» почему-то не радует:

– Гоним объемы, увеличивая тем самым склады. Это факт.

Традиционные оправдания по этому поводу глава Беларуси на этот раз отмел:

– Уповать на то, что Россия, наш основной партнер, вступила в ВТО или же что Европа и та же Россия охвачены кризисом, не надо. Мы об этом знали давно, это все старо как мир. А ссылаться на то, что мы не можем конкурировать в России с товарами всего мира, это просто смешно.

Кризис, в котором, как в предсмертной агонии, бьется старушка Европа, является любимой сказкой белорусского руководства. Однако поскольку списать на это свои проколы не получилось, премьер-министр Михаил Мясникович признал, что промышленность по итогам первых пяти месяцев 2013 года сработала неудовлетворительно. И заверил, что в июне-сентябре ситуация с затоваренностью складов должна значительно улучшиться, в том числе благодаря увеличению объемов закупки продукции на внутреннем рынке.

Александр Лукашенко тут же поставил это дело под личную ответственность:

– Все поручения должны быть персонифицированы. Например, Мясникович отвечает за разгрузку складов МАЗа, Якобсон – за то, Семашко – за это, и так далее. Не забудьте при этом МИД.

При этом руководитель Беларуси особо предупредил:

– Имейте в виду: в конце года с вас спросят за экономику, поэтому любыми путями разгрузить склады, сбросить продукцию за копейки не получится. Это будет уже сродни преступлению. В первую очередь, должна быть экономика, а потом реализация, объемы и все прочее. Очковтирательство и фальсификация недопустимы! Это никому не нужно.

Что имелось ввиду, стало ясно по ходу выступления председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона. Он поведал о таком прискорбном факте: Оршанский мясоконсервный комбинат в апреле-мае по документам отгрузил в адрес Витебского мясокомбината консервы на Br 6,4 млрд., однако фактически продукция осталась на складе Оршанского комбината. Можно предположить, что такие маленькие хитрости далеко не единичны.

Якобсон заявил, что меры по повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции часто декларативны. Яркий тому пример – ситуация в текстильном производстве. По признанию председателя КГК, продукция акционерных обществ «Сукно» и «Камволь» не пользуется спросом даже среди швейных организаций концерна «Беллегпром». Запасы исчисляются десятками миллиардов рублей. Похожая ситуация сложилась на Оршанском льнокомбинате, где отдельные виды выпускаемой продукции практически в полном объеме оседают на складах.

Шеф госконтроля раскрыл тайну «Гомсельмаша». Оказывается, до 2012 года стабильной работе объединения во многом способствовала ежегодная государственная поддержка агропромышленного комплекса. Сокращение этой поддержки сразу же привело к возникновению серьезных проблем со сбытом продукции.

Кроме того, многие предприятия даже не почесались, чтобы, имея сверхнормативные запасы, хоть немного разгрузить склады. Так, некоторые крупные мебельные предприятия концерна «Беллесбумпром» на протяжении последних трех лет не принимали участие ни в одном из проведенных в стране конкурсов на поставку мебели. По словам Александра Якобсона, предприятия концерна не всегда могут продать даже продукцию, пользующуюся устойчивым повседневным спросом. Анекдотичный факт: на бумажной фабрике «Спартак» освоен выпуск салфеток, однако продукция скапливается на складах, хотя мощности предприятия загружены лишь наполовину. При этом в могилевских магазинах торгуют импортными салфетками, а спартаковских там днем с огнем не сыщешь.

Из всего этого Лукашенко почему-то сделал вывод, что нынешний момент особенно подходит для того, чтобы сосредоточиться на качестве продукции:

– Качество – вопрос номер один! Если этого качества нет – это сродни преступлению!

Ликвидировать сверхнормативные запасы правительству поручено к 1 января 2014 года.

– Разгрузка складов – это не значит расталкивание физических единиц по всем углам! Деньги должны за это поступить в страну, – взывал Лукашенко. – Мне очень хотелось бы, чтобы мы спустя время не имели неприятных встреч с членами правительства и другими. Пусть это будет не совещанием, а некой встряской со стороны президента.

Ну а проблемы фабрики «Спартак» и им подобных, оказывается, все-таки должны решать губернаторы и Минторг. Глава государства выдал очередное ЦУ:

– В каждом магазине должен лежать белорусский продукт: от салфеток до мяса и молока. Больше разговоров на эту тему быть не может! Не дай Бог кто-то из контрольных органов зайдет в магазин и там не будет белорусского – пеняйте сами на себя.

Отдельно присутствующим объяснили, в каких эксклюзивных условиях они работают.

– Сегодня что, промышленники, строители потребляют природный газ, как Германия, по 400 долларов за тысячу кубометров? Нет. В два раза, как минимум, дешевле, – возмущался Александр Лукашенко. – Вы что, сегодня нефть по мировым ценам потребляете? За полцены. Это вклад государства. Вам дали хорошие условия, вы чего еще ждете? Скажите, что надо для вас, чтобы вы завтра начали работать в два раза лучше, чем в Германии, или хотя бы вровень с Германией?

Как минимум, нужно, чтобы во главе Беларуси встала Ангела Меркель.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)