Политика
Олег Мальчишкин

Суд над Андреем Санниковым. День второй

В суде Партизанского района продолжается суд над экс-кандидатом в президенты Андреем Санниковым, которого обвиняют в организации массовых беспорядков в Минске 19 декабря.

Вместе с Санниковым на скамье подсудимых находятся еще четыре человека: Илья Василевич, Олег Гнедчик, Федор Мирзоянов, Владимир Яременко.

17.50. Процесс продолжится 29 апреля. В судебное заседание вызовут четырех потерпевших милиционеров для дачи дополнительных показаний.

16.15. Письменные показания написаны, словно под копирку: про то, как они несли службу 19 декабря, как прибыли на площадь Независимости, и как неизвестные лица из числа митингующих нанесли им удары, преимущественно в колено, после чего они обращались либо не обращались за медицинской помощью. Фамилии людей, которые сидят на скамье подсудимых, в этих показаниях не упоминаются. Будет зачитано двадцать одно такое показание, передаёт Радыё Свабода.

15.48. Обвинитель Загорский зачитывает протоколы допросов потерпевших на предварительном следствии.

15.55. Фёдор Мирзоянов — единственный обвиняемый, который задаёт вопросы потерпевшим.

Четверо спецназовцев просят покинуть зал суда — по служебной необходимости. Суд их отпускает.

15.25. Выступает еще один пострадавший милиционер Скороход. Свидетели те же, что утром были на процессе Киркевича, Виноградова, Дрозда. Скороход утверждает, что с него стянули шлем и били по голове. Подсудимый Мирзоянов спросил у потерпевшего милиционера Скорохода: «Почему вы не задержали тех людей, которые били стекла в Доме правительства?».

Скороход: «Существует определенная тактика. Наверное, так надо было».

Ответ Скорохода о том, как выглядит боевой порядок спецназа: «Боевой порядок напоминает форму клина», вызвал смех в зале.

Вызывалось в суд 29 пострадавших, из них было опрошено восемь, передаёт Радыё Свабода. Большое количество пострадавших спецназовцев сейчас находится в отпуске за 2011 год за пределами Минска, еще два лечатся, один переведен в другое место службы, поэтому явиться не могут, — зачитала судья письмо из полка спецназа и заявления самих пострадавших, которые не могут явиться в суд.

Заявления подписаны 26 апреля. Суд решает, можно ли вместо допроса зачитать показания потерпевших на предварительном следствии. Адвокаты против.

Судья решила признать неявку заслуживающей внимания и зачитать показания потерпевших на предварительном следствии.

15.21. Пилипейко говорит, что по его мнению, зачинщиками беспорядков были люди, которые кричали на Площади «бей ментов!» и проводили пальцем ему по горлу.

— Они пошли в первых рядах и начали бить милицию. Я сам применял против них силу, — сказал на суде спецназовец.

Потом он рассказал о мужчине шестидесяти лет, который выскочил перед спецназом и начал обливать их из баллона. Пилипейко попало в лицо и грудь. Па словам Пилипейко, у входа в Дом правительства было 30–40 человек. Произошло какое-то движение.

15.02. Показания даёт боец спецназа Виталий Пилипейко. Рассказывает, что при попытке оттолкнуть демонстрантов, ему кто-то сделал подножку, а другой человек ударил в спину. Он упал в толпу, и его били руками и ногами по телу. Но напарники его отбили.

Спецназовец рассказывает об угрозах милиционерам на Площади.

— Лично меня угрожали убить, проводили пальцем по горлу.

По информации Радыё Свабода из зала суда, Пилипейко заявил, что действия нескольких десятков участников носили явно скоординированный характер.

Один из обвиняемых уточнил: «Они были похожи на студентов или кандидатов в президенты?».

Пилипейко ответил: «Однозначно нет».

15.00. Сакач рассказывает, что сначала находился в машине за Дворцом Республики. Потом его перевели на Площадь Независимости. Когда рассекали толпу, он получил удар по руке. — Я не хочу высказывать своё мнение. Я говорю факты, — приводит слова Сакача «Наша Ніва». Вооружённого сопротивления он не видел.

14.40. Следующим показания даёт Алексей Сакач, боец спецназа. Потерпевшему на Площади нанесли удар по руке чем-то тяжёлым. Кто это сделал, он не заметил.

14.12. Прибыла новая партия рослых потерпевших. Первым из них показания даёт Игорь Зенкевич.

14.08. Суд продолжается. Сейчас будут допрашивать очередных потерпевших. Мама Фёдора Мирзоянова говорит, что её сын надеется доказать на суде свою невиновность. Но сама она советует Фёдору подготовиться психологически к худшему.

12.55. Объявлен перерыв до 14.00.

12.40. Сорока сказал, что у него был ушиб носа. Его госпитализировали на четыре дня, но никаких процедур ему не делали.

По словам потерпевшего, Сорока видел в толпе много пьяных людей. «Я услышал звон стекла, и настала тишина», — приводит слова милиционера «Наша Ніва».

12.22. Сорока получил на Площади удар в лицо. Потерпевший снимал на камеру участников акции протеста. Говорит, что видел человека с палкой, но не успел его снять.

12.08. Сорока был на Площади в штатском. В его задачи входило комментирование нарушений законодательства. В лица он не вглядывался, контролировал толпу. Говорит, что люди кричали лозунги: «Жыве Беларусь», «Ганьба», «Пора менять лысую резину».

12.02. Следующий потерпевший – Юрий Сорока, старший эксперт Советского РУВД города Минска. С обвиняемыми не знаком.

11.46. Гуща не видел на площади лопат, арматуры, бутылок с зажигательной смесью. Поджогов – тоже. Уходя с Площади, он видел ледоруб, который валялся на земле. После полученных ударов Гуща продолжал находиться на Площади. До тех пор, пока всех не задержали и не увезли.

11.40. Гуща рассказал, что во время разгона демонстрации на Площади Независимости получил удар чем-то твёрдым в область левого коленного сустава. Наколенник не помог избежать травмы. Также обращался к врачу, но ничего серьёзного не выявили.

11.32. Гуща никого из обвиняемых на Площади не видел. Он сообщил суду, что в него бросались какими-то предметами. Применения оружия он не видел, только какие-то палки, передаёт из зала суда «Наша Ніва».

11.25.Следующий потерпевший – спецназовец Денис Гуща.

11.13. Следующий потерпевший – спецназовец Александр Волков. Он рассказал, что во время разгона демонстрантов на Площади Независимости 19 декабря его ударили ногой по правому колену. Кто конкретно его бил, не помнит.

После удара он оставался в ряду до конца зачистки Площади, а утром обратился за медицинской помощью. В госпитале никакой помощи бойцу не оказали. Ограничились советами. Волков сказал, что он слышал, как люди кричали: «Долой милицию!».

Как передаёт Радыё Свабода, Санников на это отреагировал: «Люди кричали другое: «Милиция с народом».

10.40. Призывов милиции к демонстрантам разойтись потерпевший Лущик не слышал, потому что в ушах в шлеме очень сильно работала рация.

Чем ударили его в ягодицы, потерпевший не помнит, говорит, что это был сильный удар. Не исключает, что это мог быть удар ногой.

Санников отказался задать вопрос потерпевшему: «Нет вопросов, есть сожаление».

Адвокаты расспрашивают про детали событий возле Дома правительства. Выясняют, почему милиция не останавливала противоправные действия. Сколько человек было на крыльце Дома правительства, и почему милиция не остановила тех, кто повреждал имущество, потерпевший точно не знает. «Я не знаю, я был в шлеме. Я ни к кому ничего не применял», – оправдывается Лущик.

10.32. Около двух часов ночи Лущик был доставлен в госпиталь МВД. Лечился на стационаре в течение четырёх дней.

Лущик говорит, что никаких мер не применял против участников митинга. Применял ли кто-то другой – он не знает, потому что «был в шлеме». Сколько человек в роте он сказать не может, потому что это «для служебного пользования».

10.10 На процесс появились широкоплечие потерпевшие. Сидят во втором ряду. На вопросы отвечают хором.

Показания даёт первый из потерпевших Сергей Лущик. Он работает заместителем роты ГУВД Мингорисполкома, передаёт «Наша Нiва».

Во время разгона он получил гематому на ягодице.

Лущик рассказывает о том, как проходила его служба 19 декабря. В 22.00 по рации поступила команда выехать на Площадь независимости. Он был экипирован в шлем, бронежилет, щиты на руках и ногах. При попытке проникновения к Дому правительства ему приказали оттеснить толпу.

– Я был за щитами сотрудников, – приводит показания Лущика «Радыё Свабода». – На площади было много народа, били стекло. Группа людей стояла у входа, человек 30, в том числе и репортёры.

Несколько человек из наших поскользнулись. Я поднял одного. В этот момент неизвестный человек замахнулся ледорубом. Я наклонился. Первый раз ударили черенком по спине, второй удар пришёлся по ягодице. Я упал.

9.50 Людей запустили в зал суда. Как сообщает «Радыё Свабода», среди них – родственники подсудимых, дипломаты стран Евросоюза, правозащитники. Из политиков – Юрий Ходыко.

***

Накануне судья предложила изменить ход следствия и вместо допроса свидетелей приступить к ознакомлению с письменными материалами дела.

До этого, вспоминая события 19 декабря прошлого года, Андрей Санников отметил, что не видел у демонстрантов никаких предметов, предназначенных для нанесения травм, у людей были только флаги, а вся акция носила исключительно мирный характер.

По его словам, решение идти на площадь Независимости приняли из-за того, что на Октябрьской не было места. Также кандидаты рассчитывали на переговоры с кем-нибудь из правительства.

Подробности первого дня процесса читайте здесь

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)