Лица
Илья Лопато

«Нужно быть реалистами: модель в Беларуси — это 10 долларов за показ. Максимум — 50»

«Салiдарнасць» выясняла, как живет Наталья Рябова — особенная модель из Минска.

Слабослышащая модель из Минска Наталья Рябова — «Мисс Интернешнл среди глухих-2012» — после окончания школы поступила в художественную академию в Москву. Девушка мечтает стать дизайнером, а в свободное время снимается в рекламе и позирует для каталогов одежды.

Наташа встречает меня на остановке общественного транспорта в одном из спальных районов Минска и еще издали машет рукой. Улыбается — узнала. За четыре года, пока мы не виделись, она стало куда более уверенной в себе, но всё также скромна.

Видную девушку не обделяют вниманием прохожие: её замечают, провожая взглядом. Но, видимо, не догадываются, что перед ними — «Мисс Европа» из «мира глухих», за плечами которой победа в конкурсе «Miss Deaf International-2012».

Уже третий год, как белоруска Наташа Рябова учится на факультете дизайна одной из художественных академий Москвы. О своей учёбе в России и адаптации девушка вместе с мамой Светланой рассказала в интервью «Салідарнасці».

«Что потом, после школы?»

В прошлую нашу встречу семья Рябовых с оптимизмом смотрела в будущее: Наташа после победы на международном конкурсе красоты с трепетом вела переписку с понравившемся ей парнем из Германии, а её мама говорила о том, как было бы хорошо, стань дочка врачом.

Четыре года спустя о модельном увлечении дочери в минской квартире Светланы напоминают не только конкурсные короны прошлых лет, которые Наталья Рябова иногда примеряет. К ним добавились новые снимки девушки из каталогов одежды.

Но большая часть вещей Натальи теперь связаны с живописью: рисунки, коллажи, чертежи и графические наброски. «Мисс Европа» — будущий дизайнер.

— Мы пытались поступать в четыре заведения, — вспоминает Светлана. — И везде сдавали экзамены: Институт культуры в Минске, Институт Герцена в Санкт-Петербурге, Специализированный колледж в Павловске и Российская специализированная академия искусств в Москве. С последней всё получилось.

В академии готовят дизайнеров, живописцев, графиков, актёров и музыкантов. Белоруска Рябова, хоть и учится на отделении архитектурного дизайна, в театральной группе тоже частый гость. Она позирует для фотосессий, снимается в дипломных проектах выпускников.

Но перевестись в другую группу, даже при всем желании, девушке нельзя. Светлана объясняет, что при поступлении дочь шла на условиях квоты: финансирование на все четыре года именно на специальность «дизайн» выделило российское государство.

— На дизайн был самый большой конкурс, — вспоминает Светлана. — И хоть Наташа неплохо сдала все экзамены, нам посоветовали поступать по отдельной квоте — с рекомендацией Министерства образования Беларуси как талантливому художнику.

Рисовать девушка научилась не за один день. Параллельно с учебой в школе для детей с нарушением слуха, в Минске Наташа посещала и художественную школу.

— Конечно, мы вели переговоры и с Институтом культуры, дочь занималась с педагогами этого ВУЗа перед поступлением, но они же её и отговорили: мол, сложно тебе будет — условий для учёбы студентов с особенности там нет, — вспоминает Светлана. — А в академии искусств Москвы учатся студенты и с ограничениями, таких от общего количества — половина. На некоторых лекциях для них работают сурдопереводчики.

Больше рисуют, чем пишут

Пока Светлана перечисляет названия предметов в учебном плане дочери, Наташа приносит откуда-то смоделированный ею макет снежного городка с планом, фасадом и проекцией — одна из работ девушки времен первого курса.

— Да, всё очень практично: вот рассчитана зависимость строения от климата, здесь — удобство и вживление в архитектуру, — не без гордости рассказывает о макете дочери Светлана.

Сама Наташа в это время внимательно внимает маме, утвердительно кивая головой:

— Я рисовала с трёх лет, — добавляет она. — У родителей еще были журналы «Идеи дома», всегда с интересом их рассматривала. Потом училась в художественной школе, увлекалась дизайном и архитектурой. А когда выиграла «Мисс Интернешнл», я загадала желание поступить в академию искусств... Желание сбылось.

Через мгновение девушка показывает фотографии новых друзей — глухих артистов, которые недавно выпустились из Академии. А знают ли друзья Наташи о её модельных успехах?

— Да, — кивает Наташа. — Шутят иногда, почему я без охраны хожу? Бросай, говорят, дизайн и иди в модели. Но нет. У моделей нет диплома, где же работать потом?

Девушка добавляет, что учиться ей нравится, хоть учеба и дается непросто. Большую часть времени она проводит в Академии, где у её группы отдельный кабинет для занятий, есть и столовая. В общежитие Наташа добирается ближе к полуночи.

Светлана вспоминает, что первое время очень беспокоилась о дочери:

— Мы договорились, что каждый день она мне пишет или звонит, доехала ли домой, всё ли хорошо. Если не отвечала, я там поднимала всех, вплоть до воспитателя на этаже, — говорит Светлана. — Каждый день в течение года: доброе утро, а где эта девочка с такой-то комнаты?

Что дальше?

Рассматривая свои короны конкурсов красоты, Наталья грустно улыбается. Совсем рядом лежат её рисунки. Сможет ли девушка реализоваться в этой сфере? Довольна ли Светлана выбором дочери?

— Где работать дальше — вопрос сложный. Но нужно быть реалистами: модель в Беларуси — это 10 долларов за показ. Максимум — 50. А показы в стране единичны. В принципе, Наташа сотрудничает с одной белорусской фирмой, рекламирует бельё для отдыха и сна. Её портфолио числится и в каталоге одного из модельных агентств. Но всё это больше хобби...

Сама Наташа признаётся, что в будущее не спешит и пока хочет просто закончить учебу: «Думаю, я смогла бы работать дизайнером».

С минскими одноклассниками девушка практически не общается. Из всего класса Натальи Рябовой только один парень поступил в Бауманку.

— Когда заканчивали школу, их собрали на профориентацию, — вспоминает Светлана. — Парней готовили в автослесари, девочек — в швеи. Больше вариантов не было. Сейчас — кто где: большинство трудятся на Тракторном заводе и на «Атланте».

Пока готовился материал

Наталья Рябова сдала сессию и уехала на практику. Сессия прошла успешно: за семь экзаменов только одна четверка — один из лучших результатов в группе.

— Дочь с головой уходит в профессию, все время уделяет учёбе. Хочет стать хорошим дизайнером, — с гордостью подытоживает Светлана. — У нас уже есть три диплома, в том числе и с конкурса ландшафтной архитектуры. На прошлой неделе была в Минске, мы прошлись по центру, где раньше жили, — говорит, что скучает. Но в Москву едет с радостью — там учат профессии, на которую большие надежды.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)