Политика
Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY

Декларации о суверенитете Беларуси – 21 год

21 год назад, 27 июля 1990 года, Верховный Совет тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики принял Декларацию о государственном суверенитете.

Исторический документ провозгласил «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних отношениях». TUT.BY возвращается к знаковым эпизодам эпохального события.

Первый проект предложил БНФ

«Над проектом документа работала комиссия из 35 депутатов Верховного Совета 12-го созыва (насчитывал 345 человек - TUT.BY) под председательством тогдашнего спикера, секретаря ЦК КПБ Николая Дементея. При этом был отвергнут проект фракции Белорусского Народного Фронта, в котором фактически предлагалось выйти из состава СССР. В итоге к рассмотрению приняли усредненный проект. Текст Декларации состоял из 12 статей, по каждой из которых депутаты спорили и голосовали отдельно», - рассказывал в эфире TUT.BY-ТВ историк, автор книги «Конституция независимой Беларуси: разработка, проекты, принятие» Александр Курьянович.

По словам депутата ВС 12-го созыва, одного из авторов проекта Декларации независимости Валентина Голубева, первый проект оппозиция предложила еще в самом начале работы депутатов - конце мая 1990 года.

«Тот проект для того Верховного Совета был слишком радикальным: ссылался на постановления Рады БНР 1918 года, предлагал сразу отменить договор об образовании Советского Союза. Большинство депутатов составляла партийная номенклатура. Их учили по-другому, и чисто принципиально эти люди в то время не могли проголосовать за наш проект, - вспоминает он. - При этом работа ВС проходила весьма демократично и открыто. По каждому вопросу у нас, как правило, было представлено три проекта закона. Один вносила комиссия Верховного Совета, второй - Совмин, третий - оппозиция. На их основе создавался единый закон».

«Свершилось!»

«Внимание к тому, что творилось за стенами Верховного Совета, было неимоверным. Началось все еще с союзных партконференций и со Съезда народных депутатов СССР. Люди ездили с радиоприемниками в электричках, зачитывали газеты, по телевизору с утра шла прямая трансляция!», - рассказывает тогдашний парламентский корреспондент Владимир Богданов.

27 июля 1990 года репортеры ТАСС/БЕЛТА Владимир Глод и Владимир Богданов первыми сообщили миру о суверенитете БССР.

«Информацию о принятии Декларации мы с Владимиром Владимировичем настрочили где-то за час, в перерыве между заседаниями, - делится Богданов. - Помню, еще какое-то время думал над заголовком, но Глод решил назвать «скромно»: «День, входящий в историю». Начиналась информация восклицанием «Свершилось!»

Упомянем, что историческому событию предшествовал демарш депутатов от фракции БНФ. 30 «фронтовцев» во главе с Зеноном Позняком покинули Овальный зал перед самым началом голосования. Согласно одной из версий, оппозиция покинула зал потому, что посчитала предложенный проект недостаточно радикальным (БССР оставалась в составе СССР). Согласно другой, то была спланированная акция депутатов БНФ. Учитывая, что коммунистических депутатов в десять раз больше и они могут «пробросить» Декларацию, они будто бы использовали психологический момент: если оппозиция голосует против чего-то, то большинство вопреки им этот вопрос поддержит.

Правда, стоит отметить, что БССР не возглавила «парада суверенитетов», а тянулась в его хвосте. На тот момент Декларации о суверенитете приняли уже и Россия (12 июня) с Украиной (16 июля), и Молдавия с Грузией. По сути, несуверенными оставались только среднеазиатские республики и мы...

«В тот день на площади Ленина собралось несколько тысяч человек. Первое празднование состоялось вечером. Мы с депутатом Петром Садовским хотели отметить это событие шампанским, но в Верховном Совете ничего не было. Тогда он пошел к председателю Совмина Вячеславу Кебичу, который из каких-то запасов вытащил бутылку то ли шампанского, то ли сухого вина. Ее мы и разделили человек на двадцать. На площади люди пели песни. Улица, народ, пение - именно это убедило многих (даже тех, кто еще не осознал и сомневался) в правоте принятия Декларации о суверенитете», - вспоминает Валентин Голубев.

«Декларацию приняли, объявили и от радости ... забыли закрыть сессию Верховного Совета, которая должна была закончиться как раз 27 июля, - смеется патриарх белорусской журналистики Владимир Глод. - Но Дементей, когда люди уже вставали с мест, объявил, что следующее заседание состоится во вторник, 31 июля. В назначенный день депутаты, действительно собрались и обсудили всего один вопрос - о закрытии первой сессии Верховного Совета 12-го созыва».

Праздник, о котором не вспоминают

«Хотя Декларация от 27 июля имела некоторые ограничения и не провозглашала, а подтверждала полный суверенитет БССР, это был первый реальный шаг в цепи последующих событий, которые привели к настоящему, реальному суверенитету и независимости», - подытожил в эфире TUT.BY-ТВ Александр Курьянович.

Еще через год, 25 августа 1991 года, депутаты все того же 12-го созыва придали Декларации статус конституционного закона, оформив полноценную государственную независимость суверенной Республики Беларусь. 8 декабря 1991 года в белорусских Вискулях руководители Беларуси, России и Украины денонсировали договор 1922 года об образовании СССР.

До референдума 1996 года день 27 июля был в нашей стране главным национальным праздником - Днем Независимости. Сегодня в Беларуси эту историческую дату, которой принято гордиться во всем мире, предпочитают не вспоминать. С 1997-го День Независимости (День Республики) празднуется 3 июля - в день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.

27 ліпеня 1992 г. Дэманастрацыя на Дзень Незалежнасці ў Мінску. Фота: з кнігі С. Навумчыка «Сем гадоў адраджэння»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)