В мире

Пять лет назад треть украинского экспорта приходилась на Россию. А сейчас?

С началом агрессии против Украины в 2014 году, Россия не только захватила Крым и развязала военный конфликт на Донбассе, но и начала торговую войну с Украиной, которая включает эмбарго на сельскохозяйственные товары.

До этого момента Россия была одним из главных направлений украинского экспорта, на нее приходилась треть всего объема внешней торговли. Развязанная Россией торговая война резко уменьшила эту долю, Украина в одночасье потеряла четверть своего экспортного рынка. Важнейшая задача для украинской экономики сегодня – переориентировать экспортные потоки, открыть новые рынки в Европе, Азии и Африке, одновременно избегая опасности превратиться в страну с сырьевой экономикой.

В 2014 году Украина подписала Договор об ассоциации с ЕС и, соответственно, вступила в действие глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли (ГВЗСТ), превратив Европейский Союз в стратегического торгового партнера Украины. В первом квартале 2018 года доля экспорта в страны ЕС достигла 38,9% от всего украинского экспорта. В то же время, на Россию пришлось только 7,4%, что по сравнению с 34% в 2013 году представляет собой радикальный поворот. А до конца текущего года украинский экспорт в одну только Польшу может превысить экспорт в Россию.

Политические популисты спекулируют на вопросах внешней торговли: заявляют о маленьких квотах на беспошлинный ввоз товаров в ЕС, пугают потерей российского рынка и т. д. Но что бы ни говорили политики, торговля идет за деньгами. Давайте посмотрим внимательно, что представляет собой сегодняшний украинский экспорт.

Украинская внешняя торговля

Украина – крупнейший экспортер курятины, яиц, кукурузы, пшеницы и меда в ЕС, и в целом, наибольший экспортер из всех стран Восточного партнерства. Около 300 украинских компаний имеют право продавать товары в ЕС.

Структура украинского экспорта в первом квартале 2018 года – это, в первую очередь, недрагоценные металлы – 26,1% (22,6% – железо и его сплавы); продукты растительного происхождения – 19,4% (14,1% – зерновые); жиры и масла животного или растительного происхождения – 10,1%; минеральные продукты – 9%. Продукты животного происхождения составили 2,4% экспорта, из которых около половины – молоко и молочные продукты, яйца, курятина и мед.

Первая десятка стран, импортеров украинских товаров, включает Россию, Польшу, Италию, Турцию, Индию, Египет, Германию, Венгрию, Китай и Нидерланды.

Cтатистика свидетельствует о том, что в Украине есть товары на всякий рынок. Однако, многие из главных статей украинского экспорта – это сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью. Хотя свободная торговля с ЕС дает больше преимуществ обработанным товарам (в аграрном секторе они более либеральны, чем необработанное сырье, торговля которым часто ограничена тарифными квотами), Украина все еще очень далека от движения к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью.

Европейские беспошлинные квоты

«Цель глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговлис ЕС – полная либерализация рынка, а различные квоты – это только исключения в зависимости от того, как стороны договорились», – поясняет Тарас Качка, советник по стратегическим вопросам Международного фонда «Возрождение» в Украине, один из ведущих украинских экспертов по европейской интеграции. «Эти взаимные соглашения по квотам потребовали компромисса не только от ЕС, но и от Украины, и применяемые квоты – результат стремления обеих сторон открыть рынки, одновременно защитив свои интересы», – сказал он «UkraineWorld».

Квоты представляют собой не количественные ограничения, а скорее окна для беспошлинного экспорта. Например, вычерпав квоту в 1 млн тонн на беспошлинный экспорт зерна, Украина может экспортировать дальше, но с оплатой обычной пошлины.

Часто, как было в случае с украинским медом, квоту на который выбрали за первую неделю 2018 года, квоты становятся предметом манипуляций в СМИ, с целью продемонстрировать якобы враждебность и малодоступность рынка ЕС для Украины. На самом деле, для украинских предприятий значительно большую трудность, чем оплата экспортных пошлин, представляют высокие стандарты, необходимые для выхода на европейский рынок.

Украинские производители курятины, например, успешно экспортируют в 5 раз больше действующей квоты. «Это объясняется тем, что ЕС защищает не всю линейку продуктов в данном сегменте, а только некоторые разновидности мяса. Так, квоты на куриное филе могут быть выбраны только на 30%, а куриные субпродукты экспортируются вообще без квот. Это, опять-таки, зависит от того, что ЕС пытается защитить на своем собственном рынке», – объясняет Качка.

Когда была подписана ГВЗСТ, квоты рассчитывали на основе статистически[ данных за 2005–2010 гг., когда украинская экономика была значительно меньше. Поэтому через пять лет квоты могут быть пересмотрены с учетом нынешнего состояния двусторонней торговли Украина – ЕС.

Алекс Лисситса, генеральный директор «Индустриальной молочной компании»,рассказывает ««UkraineWorld», что с тех пор, как украинская молочная продукция получила доступ на рынок ЕС в 2016 году, потоки международной торговли резко возросли. До 2016 года поставки украинских молокопродуктов в ЕС не превышали 700 тысяч американских долларов, но уже до конца 2016 года их экспорт вырос до 3,4 миллионов долларов.

«Высокие стандарты качества в Европе – важный фактор. Тот факт, что Украина получила право экспортировать в ЕС, говорит о том, что местные производители соответствуют высоким требованиям, а это открывает доступ не только на европейский, но и в другие регионы, в Азию, на Восток», – объясняет Лисситса.

Традиционные рынки: СНГ и Азия

Положительная динамика роста торговли со странами ЕС, несомненно, продолжится. Тем не менее, рынок ЕС – не единственный и даже не главный для украинской агропродукции. Экспортеры сейчас ориентированы на страны СНГ и Азии, где не так строго регулируется качество продукции и есть активный спрос со стороны растущего населения. В 2017 году основным потребителем украинского молока была Азия, куда экспортировали 39% всех молочных продуктов; крупнейшие потребители в регионе: Турция, Грузия и Китай. 35% украинского экспорта молочных продуктов закупили в 2017 году страны СНГ, в основном Казахстан, Молдова и Азербайджан.

«Стратегия всегда была в том, что Украина должна торговать со всем миром. ЕС, конечно, прекрасный партнер, но мы должны быть прагматиками и стремиться стать глобальным игроком, – объясняет «UkraineWorld» Тарас Качка. – Только Россия и популисты ставят вопрос таким образом, что либо ты торгуешь с ЕС, либо с нами. Настоящие интересы Украины – это национальные производители, чтобы они могли продавать везде в мире», – подытоживает он.

Эта статья была впервые опубликована на сайте ukraineworld.org.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)