Скандалы
Катерина Борисевич, TUT.BY, фото Вадима Замировского

«Парень с бензопилой»: «К сожалению, я не выполнил своих планов по массовому убийству»

Во время суда 18-летний Влад Казакевич полностью признал свою вину, но не раскаялся. Он пожалел лишь о том, что жертв было мало. Наказание молодой человек будет отбывать в колонии не усиленного, а общего режима, так как преступление совершил в несовершеннолетнем возрасте.

Гособвинитель Олег Буйленков

Сегодня в Минском городском суде начались прения по делу о нападении в ТЦ «Европа». В зале присутствуют родители обвиняемого Владислава Казакевича, они сидят на одной скамье с потерпевшими.

— Рассмотрение уголовного дела не осталось без эмоций у потерпевших. Любому адекватному человеку тяжело воспринимать потерю близкого, — начал свое выступление гособвинитель Олег Буйленков. В своей речи он обратил внимание на то, что Казакевич «решился на столь вызывающий характер преступления».

Вспомнил прокурор и про взрыв в метро в апреле 2011 года.

— События шестилетней давности остались в памяти белорусского народа, это боль и ужас, — отметил он. Однако Казакевича эти страдания не остановили, и он сам совершил чудовищное преступление, действуя «из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок, демонстративно проявляя неуважение к обществу, демонстрируя свое прево сходство, проявляя бесчинство и агрессию». Казакевича не остановило то, что он не смог устроить нападение в МИТСО, он наоборот скорректировал свой план, и с желанием убить как можно больше людей отправился в ТЦ «Европа».

— Вина обвиняемого подтверждается в совокупности всех доказательств, — отметил прокурор Олег Буйленков.

Прокурор попросил суд приговорить обвиняемого к 15 годам лишения свободы. во время его выступления плакали не только потерпевшие, но и мама Влада. Сын, сидя в железной клетке, не сводил с нее глаз. Сам он воспринял слова прокурора абсолютно спокойно.

Выступая с последним словом, Влад Казакевич сказал только два предложения:

— К сожалению, я не выполнил своих планов по массовому убийству. Я еще вернусь, чтобы закончить начатое, — абсолютно спокойно заявил обвиняемый.

В своей речи адвокат Влада Казакевича отметил, что хоть судебное разбирательство уголовного дела завершено, многие вопросы остались без ответов.

— Он не собирался сбегать, скрываться. Все действия были направлены на то, чтобы быть убитым при задержании, — уверяет защитник Владимир Сташкевич. Адвокат не согласен с позицией прокурора, что Казакевич не смог напасть на студентов в аудитории МИТСО «по независящим от него причинам». По версии следствия, на выходе из туалета бензопила заглохла, и Казакевич передумал устраивать нападение.

— У него был топор, ничто не мешало зайти ему в аудиторию, — предполагает адвокат.

Он вообще сомневается, что 7 октября его подзащитный хотел устроить массовое убийство студентов. Никто из студентов не видел бензопилы, топора, запах бензина не чувствовал. Кроме того, освидетельствование не показало, что Казакевич в вечер трагедии был пьян. Хотя он сам рассказывал, что впервые в жизни для храбрости выпил 150 грамм водки.

— Все это носит предположительный характер. И нельзя говорить, что Казакевич находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, — считает Владимир Сташкевич.

Адвокат также напомнил, что суд отклонил его ходатайство о назначении повторной судебно-психиатрической экспертизы, и сделал акцент на том, что Казакевичу разные врачи ставили разные диагнозы, он не получал необходимого лечения и даже при внешних признаках (замкнутость, не желание контактировать с обществом) врачи в январе 2016 года сняли его с учета.

— Не менее полутора лет он страдал от акне. И никто из врачей не сказал ему, что это заболевание может стать психотравмирующим фактором. При назначении препарата это тоже не учитывалось. Никто родителей о побочных действиях не предупреждал, — обратился к суду адвокат.

Он обратил внимание на то, что Казакевич так и не смог пояснить мотив и цели преступления.

— Психическое заболевание и психотравмирующие факторы — это смягчающие обстоятельства, как и погашение ущерба. До 3 октября 2016 года у него были исключительно положительные характеристики, отмечались его «доброта, трудолюбие, вежливость». С учетом вышеперечисленного прошу оправдать моего подзащитного по действиям в МИТСО, также по ч.2 ст. 339 УК «Хулиганство» и переквалифицировать его действия с ч.2 ст. 139 «Убийство» на ч.1 ст. 139 (она предусматривает наказание от 6 до 15 лет — Прим. TUT.BY).

Напомним, суд неделю рассматривает уголовное дело в отношении Влада Казакевича, который вечером 8 октября устроил нападение в ТЦ «Европа». В торговый центр он пришел с бензопилой, топором, и молча, не говоря ни слова, бросился на людей. 43-летняя продавец оптики Елена Александронец погибла на месте, еще две женщины пострадали. Казакевича судят сразу по трем статьям Уголовного кодекса: ч.2 ст. 139 «Убийство», ч.1 ст. 339 «Хулиганство» и ч.1 ст. 13 «Приготовление к преступлению». Максимальное наказание, которое грозит обвиняемому — 15 лет лишения свободы. В момент совершения преступления Владу Казакевичу было 17 лет, он был несовершеннолетним. Хотя ч.2 ст. 139 «Убийство с особой жестокостью» предусматривает самое суровое наказание, вплоть до смертной казни, применять такую меру к несовершеннолетним и женщинам нельзя.

— Вину признаю полностью, — еще в первый день суда заявил обвиняемый Казакевич.

Во время своего допроса рассказал, что никого в жизни не любит, ему нравится одиночество и после окончания университета планировал устроить теракт, чтобы «убивать китайцев и мусульман». На вопрос почему ответил: «Просто ради прикола. Ради забавы».

— Мне нравились фильмы про маньяков. Меня привлекал терроризм, убийства. Любил посмотреть литературу про ИГИЛ, — невозмутимо говорил Влад Казакевич.

В понедельник, 27 февраля, потерпевшая Анна Розентова, которая работает в ТЦ «Европа» продавцом, заявила моральный иск на сумму в 1,5 тысячи рублей. Она пояснила, что после ЧП месяц не могла выйти из дома, до сих пор передвигается только на такси и боится общественного транспорта.

— Это отразилось на моей учебе, так как я артистка (Розентова учится на дирижера — прим. TUT.BY). Я боюсь выходить на сцену.

— Иск и его размер признается, — заявил адвокат обвиняемого.

Сам Казакевич попросил «удовлетворить его частично», но не смог точно объяснить, с какими требованиями согласен, с какими — нет.

— Позиция такая: поменьше исков, — сказал он.

Позже адвокат уточнила: обвиняемый согласен оплатить материальный вред (затраты на похороны, лекарства) в полном объеме. Что же касается моральной компенсации, то он признает не все суммы, а только те, которые выплатили его родители потерпевшим накануне суда — по 1−2 тысячи рублей.

Отец «парня с бензопилой»: «Влад, мы тебя любим!»

Общая же сумма всех исков от потерпевших, заявленных к Казакевичу, составила 266 тысяч рублей.

Потерпевшие в прениях говорили мало, но эмоционально.

— Казакевич выбрал необычный и кровавый способ — резать людей бензопилой. Можно сказать, моя жена, на которую он напал, предотвратила большее количество жертв: бензопила заглохла. Я не увидел раскаяния ни у него, ни у его родителей. Весь судебный процесс они избегали общения с прессой. Почему? — обратился к судье Александр Александронец, муж погибшей женщины.

Мама Елены Александронец уверена: трагедии можно было бы избежать, если бы Влад жил не один, а с родителями.

— У него было столько попыток суицида, и ни одна не была доведена до конца. Мне кажется, ему не хватало родительской любви, таким способом он хотел привлечь к себе внимание. Если бы он жил с родителями, они бы заметили бензопилу и топор, и смогли бы предотвратить нападение, — заявила потерпевшая.

Другая потерпевшая посчитала, что «15 лет слишком мало».

— Меня мучает только один вопрос. Как по заключению специалистов, здоровый человек мог совершить столь тяжкое преступление? Его позиция в суде мне кажется наигранной, — сказала потерпевшая Ирина Баешко.

Уже после завершения процесса отец Влада Казакевича прокомментировал последнее слово сына:

— Его слова — подтверждение болезни.

Он отметил, что замечал странности в поведении и высказываниях сына, но был уверен: это должно было беспокоить не родителей, а врачей.

— Его нужно лечить принудительно. Сами посмотрите, как он себя ведет. Для меня это дикость, но в то же время не сюрприз, зная его заболевание. Никто из экспертов не смог дать логичного ответа, почему сына признали вменяемым, — заявил Валентин Казакевич.

Напомним, в медицинской карточке Казакевича, которую обозревали в суде, указан диагноз «шизоидное расстройство личности», он совершал несколько попыток суицида. Однако экспертиза признала его вменяемым.

С учетом того, что в момент совершения преступления Казакевич был несовершеннолетним, наказание он будет отбывать в колонии не усиленного, а общего режима. Это значит, что он не будет сидеть с самыми опасными преступниками: в исправительную колонию в условиях общего режима направляются осужденные за кражи, хулиганство.

Читайте также:

Допрос врачей по делу «парня с бензопилой»: «Когда снимали с учета, опасности не было»

«Парень с бензопилой» рассказал, какую меру наказания он бы хотел

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)