Общество
Кирилл Иванов

Внештатная ситуация на АЭС: события последних 10 дней в цитатах

«Салідарнасць» решила проследить, как вели себя белорусские власти, топ-менеджеры «Росатома» и власти Литвы.

25 июля

Активист Объединенной гражданской партии из Островца Николай Уласевич написал на своей странице в Фейсбуке о циркулирующих в райцентре слухах о внештатной ситуации на строительстве АЭС. Информацию опубликовали белорусские независимые СМИ.

26 июля

— Никакой информации не будет, никаких комментариев. Мы слухи вообще не комментируем. Слухи мы не комментируем, — заявили корреспонденту Еврорадио в Дирекции строительства Островецкой АЭС в первой половине дня.

— Информация о ЧП на АЭС в данный момент проверяется. По итогам будет дана дополнительная информация. Проверяем. Пока не могу сказать, когда проинформируем. Мы стараемся всегда информировать, чтобы не было искаженной информации и недосказанности, — заявила «Еврорадио» пресс-секретарь Минэнерго Жанна Зенькевич.

— По информации генерального подрядчика АО «Атомстройэкспорт», нештатная ситуация произошла на площадке хранения корпуса реактора при проведении такелажных работ по его перемещению в горизонтальной плоскости. (…) После всестороннего изучения белорусскими специалистами предоставленной АО «Атомстройэкспорт» информации будет приниматься соответствующее решение. При этом белорусская сторона будет, в первую очередь, руководствоваться необходимостью безусловного обеспечения безопасности строящейся станции, — сообщили вечером того же дня в Белэнерго.

«...В дальнейшем эксплуатация реактора может привести к чрезвычайным происшествиям»

— Корпус реактора находится за пределами реакторного отделения. Технических препятствий для его установки на штатное место нет, — заявили в свою очередь в «Атомстройэкспорт».

— Беларусь уходит от ответов на вопросы о безопасности, не желает пустить наблюдателей, и это вызывает у нас беспокойство все время. Повторяющиеся один за одним аварийные случаи показывают, что наши опасения были обоснованы, поэтому Литва и в дальнейшем будет стараться вместе с международным сообществом повлиять, чтобы требования к безопасности были гарантированно обеспечены, — заявила президент Литвы Даля Грибаускайте.

«Быстро поднятый реактор упавшим не считается»

27 июля

Литва заявила о намерении вручить Беларуси ноту с просьбой представить результаты расследования в связи с инцидентом на строящейся недалеко от Литвы Белорусской АЭС БелАЭС.

— Направим ноту по поводу информации о расследовании инцидента, — заявил министр иностранных дел Линас Линкявичюс.

28 июля

— Белорусскому дипломату была вручена нота с просьбой как можно скорее провести тщательное расследование этого инцидента и ознакомить с результатами расследования Литву и другие соседние государства, а также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), — говорится в сообщении МИД Литвы.

Также литовские министры иностранных дел, энергетики и по вопросам окружающей среды направили письмо заместителю председателя Еврокомиссии (ЕК) Марошу Шефчовичу и комиссару ЕК по энергетике Мигелю Ариасу Каньете, в котором информируют об инциденте и просят ЕС активно посодействовать в решении вопроса о ядерной безопасности.

31 июля

В связи с инцидентов в Островце ведущий программы «Контуры» на телеканале ОНТ Илья Колосов задал три вопроса Минэнерго:

— Да, Минэнерго заверяет нас, что во главу угла будет поставлена безопасность строящейся станции. И я, например, в этом не сомневаюсь. Но есть три вопроса, на которые хотелось бы получить ответы. Первый. Почему подобное пояснение появилось по прошествии более, чем двух недель после инцидента? Второй. Почему реакция Минэнерго последовала не на сам инцидент, а на сообщения неких интернет-источников? А если бы не было этих сообщений, то и реагировать не надо?

И третий вопрос. Кто будет принимать решение по поводу дальнейшего хода работ? Понятно же, что подрядчик заинтересован в том, чтобы сдать объект, не отклоняясь от графика. И он, конечно, предоставит запрошенную документацию. Но что в ней будет написано? Подрядчик приехал и уехал, а белорусам с этой станцией жить. И значит, вспоминаем железное правило: свою безопасность не доверяем никому.

1 августа

— В атомной отрасли есть четкие регламенты и правила, определяющие, что является событиями, о которых нужно информировать надзорные органы и общественность. Они описывают размер ущерба или воздействия на персонал, оборудование и окружающую среду. В данном случае никакого события, повлекшего какой-либо ущерб, не произошло. Максимум о чем можно говорить — о стершейся на корпусе заводской краске из-за трения металлических строп, — заявил первый замдиректора госкорпорации «Росатом» Александр Локшин.

По его словам, во время перемещения реактора «на высоте около 4 метров возникла неисправность подъемного крана. Из-за этого корпус оставался в подвешенном состоянии больше получаса. Все это время перекос постепенно увеличивался. В итоге конструкция проскользнула по стропам и повисла диагонально, соприкоснувшись с землей».

Байнет досконально вычитал сообщение российских атомщиков

— Тем не менее, чтобы снять любые возможные сомнения заказчика мы решили провести дополнительные исследования. Специалисты главного конструктора реакторной установки ОКБ «Гидропресс» и изготовителя корпуса завода «Атоммаш» выполнили контрольные измерения, включая ультразвуковой контроль металла и дефектоскопию сварных соединений. Они подтвердили, что никаких изменений состояния корпуса не произошло, — подчеркнул Локшин. По его словам, результаты исследований переданы заказчику — РУП «Белорусская АЭС». В «Росатоме» убеждены, что технических препятствий для использования корпуса нет.

— Но мы понимаем, что вместе с приоритетом безопасности и надежности, еще одним важнейшим условием развития атомной энергетики является общественная приемлемость. Допускаем, что заказчик может принять решение не применять этот корпус, чтобы погасить волну слухов и ажиотаж среди части населения. Если такое решение будет принято, мы готовы его учесть, — пообещал первый замдиректора «Росатома»

Замминистра энергетики Михаил Михадюк пояснил журналистам, почему власти не сообщили об инциденте на БелАЭС. По словам чиновника, нештатная ситуация не попадает под Конвенцию МАГАТЭ об оперативном оповещении о ядерной аварии:

— Мы бы проинформировали общественность после того, как тщательно разобрались бы с этим случаем, — заверил замминистра.

***

Ситуация в Островце стала одной из самых обсуждаемых тем последних дней. Не стала исключением и беседа представителя Минэнерго с журналистами.

Приведем несколько мнений, высказанных на дискуссионной площадке talks.by:

«И опять, как в 1986, мы узнаем о случившемся последними...»

«То есть, пока все шум не подняли, все было отлично? Ну-ну».

«Почему бы не обнародовать видео с «соприкосновением», боятся, что возникнет еще больше вопросов?»

«Имена экспертов, компаний, осуществляющих монтаж реакторов — в студию! Народ имеет право знать поимённо их. Персональная ответственность за будущие поколения должна быть! Никто и ничто не должно быть забыты. Нет второму Чернобылю!»

«Людей, которые больше заботятся о том, что «Литва лезет не в свое дело», а не о безопасности АЭС, считаю, как минимум, неадекватными».

«Позвонят из Москвы и чудным образом «белорусские» специалисты сделают вывод, что кроме краски ничего не пострадало и нет смысла менять».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)