Общество
Анастасия Зеленкова

Как Лукашенко боролся со «сплошным враньем»

«Салідарнасць» начинает новый проект «20 лет правления Александра Лукашенко», в котором подводит итоги деятельности главы государства на этом посту. К чему пришла страна за эти годы, какие обещания так и остались на бумаге и насколько эффективным оказалось многолетнее правление?

А начать наш проект мы хотели бы с обещания Лукашенко вернуть правду на телевидение и никогда не зажимать независимую прессу.

«То, что сейчас происходит на государственном телевидении... Вранье идет. Сплошное вранье!». Нет-нет, это не очередные заявления какого-то лидера белорусской оппозиции. Это слова Александра Лукашенко в одном из интервью еще до избрания его на должность президента.

«И я, будучи президентом, если так случится, никогда не буду зажимать», — пообещал журналистам он.

Честно говоря, сегодня это звучит, как анекдот. Вот только смешно не всем.

Не будем сравнивать то «сплошное вранье», которое звучало с экранов телевизора в 90-е с той «правдой», которая полилась оттуда с приходом Александра Лукашенко к власти. Оставим это в области субъективного восприятия.

Приведем лишь некоторые факты, по которым можно проследить, как за время правления Александра Лукашенко в стране происходил разгул свободы слова.

1 сентября 1996 года закрыто «Радио-101,2», его частоты переданы БРСМ.

В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запрещает газету «Свабода».

В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя».

12 ноября 2001 года хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня».

В 2002 году закрыта газета «Наша свабода».

24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).

В мае 2003 года Министерство информации приостановило на три месяца выход «Белорусской деловой газеты» и «БДГ. Для служебного пользования».

19 июня 2003 года первый заместитель министра информации С.Ничипорович подписал приказ о приостановлении выхода «Предпринимательской газеты».

В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День»...

Этот список можно продолжать еще очень долго. «Разгул свободы слова» от Лукашенко стоил жизни множеству независимых изданий и существенно подпортил жизнь тем, кто сумел выкарабкаться.

Каких только идиотизмов не было придумано для независимых СМИ за эти годы. Газетам приходилось менять свои названия из-за запрета на использование слов «Белорусский» и «Беларусь», журналистам — выбивать аккредитацию и часто, не получив ее, работать нелегально, подвергаясь преследованию. Бесконечные проверки, надуманные предупреждения и штрафы... И как итог разгула свободы слова — независимые СМИ попросту вычеркиваются из каталогов подписки «Белпочты» и получают отказ в распространении через киоски «Союзпечати».

Но даже уйдя в интернет, негосударственные издания не остались без внимания президента.

— Беларусь часто упрекают в отсутствии свободы слова. Вообще в этом смешно сегодня упрекать с появлением Интернета. Обычно об этом говорят лицемерные люди, — заявил год назад на встрече с журналистами Александр Лукашенко.

К тому времени «лицемерные люди» уже вовсю обсуждали нововведения в белорусском законодательстве, касающиеся ограничения свобод в сети. О том, как в белорусских школах и государственных учреждениях внедряются технологии по очистке сетевого контента от «нежелательной информации», как оперативно-аналитический центр при президенте РБ получил новые полномочия, позволяющие ему контролировать каналы связи (в том числе и интернет-трафик), об указе N60, регламентирующего доступ к Интернету и прочие законодательные акты, регулирующие всякие интернет-«вольности».

Сегодня мало кого удивляет блокировка независимых сайтов во время выборов и других значимых политических акций. Не вызывает недоумения исчезновение из сетки телепрограмм юмористических передач, в которых российские журналисты посмели пошутить над руководителем соседней страны. И даже веселит замена документальных разоблачительных фильмов про белорусского президента на фильмы об усатом Д’Артаньяне Боярском.

Задумался ли кто-то, когда в 2011 году закрыли «Авторадио» за трансляцию официальных предвыборных роликов кандидатов в президенты, сколько газет, телеканалов и прочих СМИ закрыли в «несвободные» 90-е за появление там оппозиционера Лукашенко?

Успели за эти 20 лет белорусы привыкнуть и к тому, что журналисты могут получить вполне реальные сроки за «дискредитацию Республики Беларусь» или «клевету на президента». Привыкли и к тому, что во время очередных выборов десятки сотрудников независимых изданий оказываются за решеткой или, будучи избитыми спецназом, на больничной койке.

Так в 2002 году суд приговорил редактора газеты «Рабочий» Виктора Ивашкевича к двум годам ограничения свободы по обвинению в клевете на президента. По этой же статье дважды задерживали гродненского журналиста Андрея Почобута: в 2011 году он получил три года лишения свободы с отсрочкой на два года, в 2012 очередное уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

В августе 2009 года Иван Роман, корреспондент польского «Радио Рация», получил официальное предупреждение КГБ об уголовной ответственности по статье 369-1 УК РБ «Дискредитация Республики Беларусь» лишь за то, что написал о задержках с выплатой зарплаты на гродненском заводе «Неман».

В день выборов 19 декабря 2010 года ряд журналистов были избиты и арестованы. Член Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Александр Отрощенков осужден на 4 года лишения свободы в колонии усиленного режима. За решеткой оказались члены БАЖ Наталья Радина, Ирина Халип, Дмитрий Бондаренко, Павел Северинец, Сергей Возняк, Александр Федута.

Итог 20-летнего наведения порядка в сфере свободы слова красноречиво демонстрируют цифры. По уровню свободы прессы, согласно рейтингу организации «Репортеры без границ», Беларусь со 124 места в 2002 году опустилась к 2011 году на 168 (из 179 стран), «обогнав» даже Сомали и Кубу. В 2012 году в докладе о состоянии свободы прессы «Freedom House» поместила Беларусь на 193 место из 197 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались только Эритрея, Узбекистан, Туркменистан и КНДР.

Вот так Александр Лукашенко боролся со сплошным враньем на телевидении и обеспечивал журналистам их право на свободу слова. К сожалению, не все они, как тот же Дмитрий Завадский, сегодня смогут об этом рассказать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)