Быков: «Даже Сталин лучше думал о потребителях культуры»

Российский писатель и публицист — о новом цензурном органе в литературе РФ. Беларусам приготовиться?

В России создали совет по надзору над книгами — эта структура определяет, соответствуют ли изданные произведения законам РФ, и в случае нарушений «рекомендует изъять» их. В состав совета вошли представители религиозных организаций, военно-исторического общества, академии образования, ассоциации юристов и другие ценители изящной словесности.

По их рекомендациям уже остановлены продаж книг Владимира Сорокина, Джеймса Болдуина и Майкла Каннингема, а из биографии режиссера Пазолини вымараны черным страницы о его ориентации и личной жизни.

— Обычно из России приходят новости чудовищные, вроде того, что «взяли» 16-летнюю школьницу за антивоенные протесты, — комментирует в эфире Ходорковский LIVE работу нового цензурного органа писатель Дмитрий Быков. —  Но чем больше приходит новостей вот таких откровенно абсурдных — тем больше, во-первых, компрометируется режим, и во-вторых, тем больше показывается его ложь и беспомощность.

Дмитрий Быков

Например, зачерненные издательством АСТ страницы биографии Пазолини, создание комиссии, которая оценивает «нетрадиционные ценности» и ориентацию писателей — это все абсолютно бесполезно. Поскольку распространение печатной продукции — сегодня это далеко не главный путь, по которому книга приходит к читателям. Более того, и книга сама по себе до известной степени — пережиток «прекрасной эпохи».

А если России так много дела до «традиционных ценностей», это показывает, что с реальностью первого порядка она справляется не очень хорошо, и приходится бороться с литературой, даже не с самой жизнью, а с ее отражением.

Сейчас у Господа, как мне кажется, задача одна: скомпрометировать этот режим до конца. Чтобы никто из его апологетов никогда не смог сказать, что мы, мол, хотели лучшего, но нам не дали довести до конца.

Вот, например, писатели из «Союза 24 февраля» (это такое объединение, которое следит за идеологией в литературе и добивается того, чтобы его фигуранты-сторонники войны получали как можно больше плюшек) отправили открытое письмо к Константину Эрнсту — с требованием, чтобы он по субботам делал программу «Писатели за СВО». Не знаю, почему не взять просто хорошее слово «сволочь». Я только поддерживаю — чем больше они себя скомпрометируют, тем сильнее потом будут каяться.

Все без исключения идеологические мероприятия сегодняшней российской власти, уверен Дмитрий Быков, компрометируют ее как нельзя лучше — а потому «чем хуже, тем смешнее»:

— В Советском Союзе все же существовал институт спецпропаганды, чтобы конкурировать с Западом, а не просто запрещать все проявления западной культуры. А нынешняя российская власть отличается беспрецедентным не просто идиотизмом, а верой в его целебность и спасительность. Им чем глупее, тем лучше — мол, будете терпеть нас любыми. Такое неуважение к своему народу российская власть демонстрирует впервые. Даже Сталин лучше думал о потребителях российской культуры.

В Беларуси, напомним, отслеживанием «идеологически неправильной» литературы уже занимается даже не провластный союз писателей или министерство культуры, а сразу прокуроры и судьи. И «неугодные» произведения не только изымают из продажи, но вносят их в список «экстремистских» материалов. Из этой практики на данный момент есть одно-единственное исключение — «помилованный» двухтомник Винцента Дунина-Марцинкевича, который из названного списка исключили.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(20)