Общество

Марина Михайлова

«Звездный час у оршанской тушенки, вермишели быстрого приготовления, специй, соусов. На полках с туалетной бумагой – тут и там зияющие дыры»

Корреспондент «Салідарнасці» посмотрела, как изменился ассортимент белорусских оптово-розничных магазинов с начала войны в Украине. За сахар там не дерутся, но картинка в целом невеселая.

***

В выходной день магазин-склад возле МКАД похож на рынок в Ждановичах начала нулевых: посетителей валом, и кое-где из тележек даже образуются заторы. Меньше всего покупателей в отделе овощей и фруктов. Оно и понятно: с одной стороны, цены мало чем отличаются от розничных (помидоры — 9-10 рублей, яблоки — 4-5, бананы — почти 7), а с другой, полки удручают отсутствием разнообразия.

— Польских яблок у вас нет уже? — уточняет у одного из работников женщина с большим списком.

— Вы еще про украинские спросите. Нет, остались только свои, — грузчик красноречиво обводит рукой ящики с подбитыми разномастными фруктами, — сами видите, какие.

В бакалее поток настолько плотный, что движение только одностороннее. Почти в каждой тележке — сахар, макароны, пшено, рис, никого не интересуют разве что огромные упаковки с российской солью и залежи фасованного гороха. Гречку — по 7 рублей за 900-граммовую фасовку — также разбирать не спешат.

«Муки нет вообще», — тревожным шепотком проходит по цепочке.

— Завтра получим, но не могу сказать, какую и сколько, — нервно отвечает на бесконечные вопросы о муке комплектовщица.

Еще пару недель назад, говорят сотрудники магазина-склада, стеллажи с тушенкой и другими консервами были полными. Сейчас их разбирают упаковками

Звездный час у оршанской тушенки — ее берут целыми упаковками по 12 штук в каждой, вермишели быстрого приготовления, специй и соусов. На полках с туалетной бумагой — тут и там зияющие дыры.

На первый взгляд выбор большой, но соль только мозырская… Или импортная, но в несколько раз дороже

У касс броуновское движение упорядочивается в длинные, по 15-20 человек, очереди, ощетинившиеся упаковками туалетной бумаги, детского питания, чая и кофе. Впрочем, есть и исключения: группа молодых людей выкладывает на ленту транспортера только консервы и два десятка банок бельгийского пива.

— Не закончится, так подорожает однозначно, — зачем-то поясняют ребята кассиру, — а так хоть удовольствие растянуть…

Кто-то берет десятками банок консервы, кто-то — пачки пельменей и лапшу быстрого приготовления

Для чистоты эксперимента заглядываем на следующий день еще в несколько оптовых магазинов. Покупателей в будни, безусловно, меньше, но в целом картина не меняется: некоторых товарных позиций все так же нет, а тележки полны «стратегическим запасом». Добавляются разве что очереди в обменник — послы выходных курс пополз вверх, и буквально на наших глазах за десять минут доллар прибавляет еще две копейки.

— Белорусская стабильность, — с иронией комментируют из очереди.

***

Один из сотрудников отдела комплектации магазина-склада анонимно согласился рассказать «Салідарнасці», как изменились предпочтения покупателей и какие товары уже в дефиците.

— Смотрите, сейчас идет, наверное, уже вторая или третья волна людей, которые стараются запастись хотя бы на несколько месяцев.

И если в первую волну сметали дешевые товары — весь вот этот классический набор: мука, соль, сахар, подсолнечное масло, самые дешевые крупы, рожки и вермишель, то сейчас, по моим наблюдениям, берут товары, которые не просто подорожают, а могут вообще исчезнуть с полок.

Вы уже вряд ли купите каменную украинскую соль (нейодированную, которая лучше всего идет на заготовки). Будет мозырская, российская, сербская и всякие дорогие виды, а этой нет. Та же история с украинскими яблоками и шоколадом: старые поставки заканчиваются, новых нет и не предвидится.

Теперь, говорит собеседник, многие покупатели обратили внимание на товары компаний, которые объявили о существенном росте цен или полном прекращении поставок в РФ и Беларусь: с полугодовым запасом люди закупают подгузники и товары для гигиены, детское питание, бытовую химию, корма для животных и так далее.

— Многие стали обращать внимание на производителя, понимая, что российское еще привезут, а вот немецкое или польское — вряд ли. Импортных порошков у нас, грубо говоря, осталось «на три дня», а в регионы уже неделю отгружаем только производство РФ и РБ. И дальше, как говорят поставщики, ситуация будет еще печальнее, запрет продукции Nivea нам покажется цветочками.

На многих полках с туалетной бумагой, порошками и средствами для стирки вместо товара пустота

Меньше всего «просел», во всяком случае, пока, по словам собеседника, сегмент снеков, а также дорогого алкоголя: в первом случае выбор «закусок к пиву» за счет отечественных и российских производителей практически не уменьшился, а во втором — с начала пандемии белорусы значительно сократили потребление, поэтому дефицит здесь станет заметен не сразу и далеко не всем.

***

Мы спросили читателей из регионов, дефицит каких товаров они уже ощутили или опасаются.

— Дефицита пока не заметили, а вот рост цен налицо, — говорит многодетная мама Ирина из Борисова. — Стиральный порошок, которым пользуется наша семья, с начала зимы подорожал уже вдвое. Думала порадовать своих ярким салатом, увидела свежий перец по 19 рублей — чуть не упала. А квашеная капуста почти за 4 рубля — это разве нормально?

— Самые простые вещи уже сложно найти, — жалуется пенсионерка из Солигорска. — Вот, скажите, кто бы подумал, что в дефиците будет обычная сода и лимонная кислота? И хозяйственное мыло…

Дешевую гречку найти сложно, зато кое-где появился вот такой алтайский аналог: почти 15 рублей за 3 кило

— Планировали летом сделать ремонт, но уже точно нет, — рассказывает читатель из Барановичей. — В начале марта обои, плитку, ламинат, почти все, что мы присматривали, закрыли «на переоценку». Теперь открылись, а толку — это для нас слишком дорого.

— Кошачий корм не купить нормальный. На фрукты цены бешеные, а о морепродуктах, наверное, придется вообще забыть. И в магазинах бытовой химии беда: краска для волос, которая стоила 5-6 рублей, сейчас по 10 и больше. Дезодорантов почти нет, бритвенных станков, зубных паст хороших, — перечисляет молодой специалист из Гомеля. — Нас все пугали 90-ми, но мне кажется, что мы как раз сейчас туда возвращаемся, и скоро только из-под полы можно будет купить качественные товары.

— В магазинах цены стали выше, очереди — больше. А еще замечаем очень много машин на российских номерах, — говорит семейная пара из Витебска. — Как мы поняли, ограничения на наземный проезд сняли, и сейчас к нам рванули «разведчики» за сахаром, мукой и всем остальным, с чем в России уже дефицит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(55)