Скандалы

Золотова рассказывает о сотрудничестве с БЕЛТА: агентству оно было выгодно

19 февраля продолжилось рассмотрение дела главного редактора портала TUT.BY Марины Золотовой.

19 февраля суд Заводского района Минска перешел к допросу обвиняемой Марины Золотовой, сообщает TUT.BY.

Прокурор предложил высказаться Марине Золотой по существу предъявленного обвинения.

По словам обвиняемой, о наличии несанкционированного доступа к платной подписке БЕЛТА она узнала в марте 2018-го. Этот вопрос обсуждался в телефонном разговоре с редактором TUT.BY Анной Калтыгиной.

— Когда мне стало известно, что у нее есть доступ, я сказала: «Это плохо. Будем разбираться», — рассказывает Золотова.

На следующий день Калтыгина сравнила преимущества платной подписки и открытого доступа.

— Выяснилось, что разница по времени отсутствует, или невелика. Мы пришли к выводу, что платная подписка нецелесообразна. Аня сказала, что доступом больше пользоваться не будет, больше мы к этому вопросу не возвращались. Сожалею, что не приняла более решительных мер. Об этом сожалею теперь и раскаиваюсь, — заявила Марина Золотова.

На вопрос гособвинителя Юлии Харчейкиной о том, какие платные подписки есть у редакции TUT.BY, Золотова перечислила:

— На БелаПАН, ТАСС, Reuters, с ВВС есть соглашение другого характера. Еще с рядом изданий — устные договоренности, партнерские.

По ее словам, когда-то она сама инициировала вопрос о заключении договора с БЕЛТА:

— Я сама звонила в редакцию БЕЛТА, интересовалась платной подпиской. Мой собеседник и сотрудник агентства поинтересовался, для чего, удивился и сказал: «Для вас это будет невозможно или дорого». Не позже 2010 года мы договорились с руководством БЕЛТА об использовании трех ссылок (при публикации новости БЕЛТА на TUT.BY). Можно было использовать все из открытого доступа. Такое сотрудничество БЕЛТА было выгодно, переходы с TUT.BY влияли на их трафик. Об этом мне рассказывал и сотрудник агентства.

Золотова пояснила: она не знала точно, но «могла догадываться», что другие сотрудники TUT.BY пользуются платной подпиской.

— Эта тема обсуждалась в журналистской среде, что пароли БЕЛТА гуляют (среди белорусских СМИ)… Слышала, в 2016 году по этому поводу на БЕЛТА состоялось совещание, — рассказала Марина Золотова.

Следователи читали переписку TUT.BY через Telegram журналиста Бобрика

«Руководство БЕЛТА знало об использовании паролей другими журналистами, а отвечать за это должна Золотова»

Редактор TUT.BY отрицает показания в суде бывшего директора агентства БЕЛТА Дмитрия Жука, который утверждал: он предлагал Золотовой оформить платную подписку, но она отказалась.

Главный редактор TUT.BY приводит цифры: за тот срок, о котором идет речь на процессе, БЕЛТА получила с TUT.BY 350 тысяч переходов.

— В один из дней [2010 года] переходы с нашего сайта составили половину трафика БЕЛТА, — уточняет обвиняемая.

По словам Марины Золотовой, в рассматриваемый период материалы агентства составляли 4% от всех публикаций на TUT.BY (напомним, это были материалы из открытого доступа, а не из подписки).

Суд попросил Марину Золотову высказать свое отношение к предъявленному ущербу.

— Большим ущербом для репутации БЕЛТА является сам процесс, поскольку здесь затрагивается вопрос о сохранности информации агентства. Руководство БЕЛТА знало об использовании паролей другими журналистами, а отвечать за это должна Золотова, и эта ситуация мне кажется удивительной, — высказывает свою позицию Марина Золотова.

«Когда перечитывала показания, волосы вставали дыбом»

Золотова обращает внимание: в материалах дела нет никаких доказательств того, что сбои с доступом к подписке БЕЛТА в редакциях «СБ» и газеты «Рэспублiка» стали результатом несанкционированного доступа сотрудников TUT.BY.

— Этого нет ни в материалах уголовного дела, от свидетелей в суде это тоже не прозвучало. Нет никаких примеров того, что происходило конкретно, — говорит Золотова и отмечает, что не видит обоснований для ущерба.

На вопрос гособвинителя, признает ли главный редактор TUT.BY вину по ч. 2 ст. 425 УК, она заявляет:

— Я не признаю, что в моих действиях есть состав преступления. Признаю, что не приняла более решительных мер, не собрала редакцию и не сказала: «Ребята, больше никогда не пользуйтесь доступом в платную подписку».

Усмотрев «существенные противоречия» в показаниях, суд принял решение зачитать протоколы допроса во время предварительного расследования. И Марина Золотова, и ее адвокат возразили: они не видят никаких противоречий. Их выслушали, и прокурор стал зачитывать протоколы с первого допроса в СК после обысков и задержаний журналистов.

В протоколах указано: Марина Золотова узнала о доступе к платной подписке в 2017 году. Прокурор задает десятки раз один и тот же вопрос: так когда она узнала об этом?

— Если вы обратите внимание, в моих допросах я употребляю такие слова, как «догадывалась», «могла предполагать». Назвала 2017 год, потому что этот год фигурировал в подозрении. (…) Я была не очень собранна и не очень внимательна к формулировкам, — комментирует Марина Золотова.

Она рассказывает: объясняла следователю своими словами, а он уже записывал показания, используя совершенно другую лексику.

— Например, это не моя формулировка: «Я допустила свое бездействие как руководитель». Когда перечитывала показания, волосы вставали дыбом. Потом я просила записывать мою прямую речь, — добавляет Марина Золотова.

На судебном заседании принято решение показать видео допроса Марины. Как отмечает обвиняемая, она давала показания в качестве подозреваемой в несанкционированном доступе по ч.2 ст. 349, тогда речь про ст. 425 УК (Бездействие должностного лица) не шла.

Из видео становится понятно, что в СК главный редактор попросила освободить коллег, которые в тот момент были задержаны, вину признала частично, поскольку «является главным редактором». Это все происходит после того, как главный редактор и ее коллеги двое суток провели в ИВС.

«Я не должна была подписываться на БЕЛТА так же, как учителя — на госиздания»

После обеда суд продолжил зачитывать протоколы допроса Марины Золотовой.

— Не понимаю, почему в обвинении указано, что я должна была обеспечить подписку на БЕЛТА. На основании чего? Невозможно кого-то принудить заключить договор. Я не должна была это делать точно так же, как учителя — подписываться на госиздания, — говорит главный редактор, в который раз отвечая на один и тот же вопрос прокурора.

Суд подробно спрашивает о премиях сотрудников, за что они начисляются. Золотова рассказывает, как каждый понедельник подводятся итоги недели, выбирается лучший журналист, анализируются материалы.

— С учетом критерия посещаемости? — спрашивает судья Александр Петраш.

— Почему? Я разве так сказала? — удивляется обвиняемая.

— Обсуждали ли вы на планерке источники, из которых вы будете производить копирование или, как там у вас называется…, — пытается сформулировать вопрос прокурор.

Целый день Марине Золотовой прокурор задает одни и те же вопросы, используя разные формулировки. Она отвечает — а через несколько минут вопрос звучит снова.

Ее высказывания по протоколам во время предварительного расследования выглядят так:

— Вы подтверждаете?

— Да.

В чем противоречия, прокурор не говорит и продолжает задавать вопросы, ответы на которые прозвучали еще до обеда.

Марина Золотова просит суд обратить внимание:

— Прокурор не зачитывает вопросы следователя. Как монолог это звучит крайне странно.

Гособвинитель игнорирует это и озвучивает очередной такой же вопрос.

Главный редактор TUT.BY попросила приобщить к материалам уголовного дела результаты поиска двух новостей БЕЛТА (из нескольких тысяч, напомним), которые вышли на TUT.BY, раньше, чем на сайте агентства .

— В результате поиска новость БЕЛТА «Минскстройархитектуры предлагает сохранить очередь для многодетных семей» на первом месте — СБ, на втором — «Белновости», на третьем — БЕЛТА, — озвучивает свое ходатайство Золотова и добавляет, что по второй заметке — о возможности референдума — поисковик первой показывает БЕЛТА, затем TUT.BY. — Ранее свидетели (представители СБ, БЕЛТА, БТ. — Прим. TUT.BY) говорили в суде, мол, кто вышел с новостью первым, тот выше в поисковых запросах. Но это совершенно не так!

Это ходатайство было приобщено, в суде до 25 февраля объявлен перерыв.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(10)