Журналисты «Коммерсанта» массово увольняются из-за статьи о Матвиенко
Руководство газеты «Коммерсант» уволило авторов статьи о возможной отставке главы Совета Федерации. В знак протеста сотрудники отдела политики и заместитель главного редактора написали заявления об уходе. Глава «Коммерсанта» заявил Би-би-си, что это его решение и оно не связано с политикой.
Фото TASS
Политический блок газеты «Коммерсант» в полном составе увольняется из издания в знак протеста против решения руководства газеты уволить нескольких журналистов из-за неудобного материала. В итоге газета лишается 13 журналистов, в том числе заместителя главного редактора газеты Глеба Черкасова.
В понедельник днем специальный корреспондент «Коммерсанта» Иван Сафронов и заместитель редактора отдела политики Максим Иванов сообщили в «Фейсбуке», что акционеры издания приняли решение об их увольнении.
По их словам, увольнение связано с опубликованной в середине апреля статьей о возможном уходе Матвиенко с поста спикера Совета Федерации и замене ее на нынешнего главу СВР Сергея Нарышкина.
«Поводом стала заметка «Спикеров делать из этих людей», в которой сказано о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета федерации, — написал Сафронов. — Это странное ощущение: сколько написано текстов — про выборы, регионы, парламент, законы, разные перестановки и... — теперь точка».
«Решение о необходимости прекратить трудовые отношения принято акционером ИД», — написал Иванов.
Кто именно принимал решение и в чем заключались претензии к статье, уволенные журналисты не уточнили.
Издательский дом «Коммерсант» принадлежит миллиардеру Алишеру Усманову, основателю и основному акционеру USM Holdings, занимающему 9-ю строчку в рейтинге богачей Forbes.
«Акционер не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов. Алишер Бурханович узнал об увольнении сотрудников «Коммерсанта» из сообщений прессы», — заявил Би-би-си представитель Усманова.
Пресс-секретарь Матвиенко Владислав Пономаренко сказал радио «Говорит Москва», что не считает ситуацию с увольнением журналистов поводом для комментариев спикера: «Сообщения сотрудников в соцсетях не могут быть поводом для обращения к Совету Федерации».
«Статья не по стандартам»
Генеральный директор издательского дома Владимир Желонкин, который по совместительству занимает пост главного редактора газеты «Коммерсант», сказал Би-би-си, что решение принимал он лично.
По словам Желонкина, ни акционер, ни власти не просили его уволить журналистов и не предъявляли каких-либо претензий к статье.
«Статья была написана не по стандартам издательского дома», — сказал Желонкин, отказавшись уточнить, какие именно стандарты были нарушены. Сафронов и Иванов также не стали комментировать этот вопрос.
По словам бывшего сотрудника газеты, попросившего об анонимности, так как он не уполномочен комментировать кадровые перестановки в газете, после выхода статьи обсуждалось увольнение самого Желонкина, но тому «удалось отбиться».
Один нынешний и один бывший сотрудник издания сказали Би-би-си, что слышали версию о том, что после выхода статьи Матвиенко высказывала претензии Усманову. По этому поводу, по его словам, в прошлый вторник состоялась срочная встреча с отделом политики.
В апреле пресс-секретарь Матвиенко говорил: «Мы не комментируем слухи в газетных публикациях».
Глава совета директоров «Коммерсанта» Иван Стрешинский рассказал изданию The Bell свою версию увольнения журналистов. По его словам, ему сообщили, что заметка об уходе Матвиенко из Совета Федерации — заказная, а журналисты после этого отказались назвать главреду Владимиру Желонкину своих источников.
Минус 13
Вскоре после того, как стало известно об уходе Сафронова и Иванова, о своем увольнении из газеты заявили сотрудники политического блока газеты во главе с заместителем главного редактора Черкасовым.
«У акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом — сменой места работы», — написал Черкасов в «Фейсбуке».
Это не первое увольнение в «Коммерсанте» из-за недовольства статьями журналистов.
В марте из «Коммерсанта» уволили петербургского корреспондента газеты Марию Карпенко. Официальным предлогом для увольнения руководство газеты называло телеграм-канал журналистки.
Сама Карпенко говорила, что ее уволили под давлением властей, якобы недовольных тем, как она освещала неофициальную предвыборную кампанию врио губернатора Петербурга Александра Беглова.
Газета «Коммерсант» выходит в еженедельном режиме с 1990 года, с 1992-го — в ежедневном. Издание основал Владимир Яковлев.
Это было первое российское деловое издание. Много внимания газета уделяла и политике.
Уволенный специальный корреспондент Иван Сафронов — сын погибшего в 2007 году военного обозревателя «Коммерсанта» Ивана Сафронова. Он один из ведущих авторов издания. Максим Иванов работал в газете с 2009 года, занимал должность заместителя редактора отдела политики.
«Газета «Коммерсант» когда-то была одной из первых газет, сделавших ставку именно на информацию, была действительно примером независимого СМИ, пока она не поменяла владельца. И с тех пор ее судьба стала тернистой и сложной», — сказал Би-би-си издатель и журналист, член президентского совета по правам человека Иван Засурский.
«Был случай, когда из-за обложки увольнялся главный редактор журнала «Коммерсант-Власть». Были и другие случаи. Сейчас — самый заметный, — считает эксперт. — В теории редакция должна быть автономна. Закон о СМИ предполагает, что редакция независима от собственника. На практике это не соблюдается».
В России концепция независимости СМИ от их владельцев не прижилась. Владельцы по-прежнему заинтересованы не в доходах, а в том, чтобы использовать медиа как инструмент влияния, полагает Засурский.
«Вы очень много задаете вопросов». Интервью Владимира Желонкина
Би-би-си: Что не так было со статьей про Матвиенко?
Владимир Желонкин:Просто она написана не по стандартам издательского дома.
Би-би-си: А что именно они нарушили, если не секрет?
В.Ж.: Не секрет, но я не хочу сейчас про уволенных что-то говорить плохого.
Би-би-си: Эта претензия пришла к вам от акционера? Или как все произошло?
В.Ж.: Не буду это комментировать.
Би-би-си: Усманов принял решение уволить авторов?
В.Ж.: Решение может принять только генеральный директор, то есть я.
Би-би-си: То есть вы приняли его самостоятельно?
В.Ж.: Принять решение уволить людей в акционерном обществе может только гендиректор.
Би-би-си:Означает ли произошедшее, что«Коммерсант» не будет больше писать про отставки и назначения?
В.Ж.: Почему? Будет, если для этого будут основания. Если нет, то не будет.
Би-би-си: Вам не тяжело было расставаться с Ивановым и Сафроновым? Все-таки ведущие авторы.
В.Ж.: Тяжело.
Би-би-си: Вы считаете, что именно такая мера — увольнение — была оправдана?
В.Ж.: Мы пришли к такому решению совместно с ними.
Би-би-си: Они тоже хотели, чтобы вы их уволили?
В.Ж.: Что значит «хотели — не хотели». Мы пришли к такому решению совместно.
Би-би-си: Вы им предложили уйти?
В.Ж.: Нет.
Би-би-си: А что вы им предложили?
В.Ж.: Работать по стандартам издательского дома «Коммерсант».
Би-би-си: Они не согласились с этим?
В.Ж.: Вы очень много задаете вопросов.
Би-би-си: Ну, ситуация скандальная, поэтому, конечно, вопросов много, это моя работа. Вы не ответили, что вам ответили авторы. Они не согласились на ваше предложение работать по стандартам?
В.Ж.: Я не буду это комментировать.
Би-би-си:Обращался ли к вам кто-то из героев заметки, например, Валентина Матвиенко или Сергей Нарышкин — или кто-то еще?
В.Ж.: Нет, не обращался.
Би-би-си: А сотрудники администрации президента?
В.Ж.: Нет.
Би-би-си: То есть эта заметка не понравилась только вам?
В.Ж.: Да, потому что она не соответствует стандартам абсолютно.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное