Общество
Руслан Горбачев, фото автора и photo.bymedia.net

Житие Леонида Калугина

Бывший директор минского завода холодильников Леонид Калугин умер в 2005-м году, говорят знавшие его верующие люди. Для них это правда, как будет правдой и то, что одновременно с этой смертью на свет появился новый человек – отец Никон. 16 января этому монаху, имеющему паспорт на имя Леонида Калугина, исполняется 70 лет.

К Свято-Ильинской церкви в д. Касынь, что под Минском, я пробирался, когда на улице еще стояла морозная с нескончаемыми порывами ветра ночь, и до восхода солнца оставался добрый час. Благо на безлюдных деревенских дорогах единственным ориентиром были горящие окна возвышавшегося на горке храма.

В холодной церкви читали молитву два человека. Утром 6 января на предрождественскую литургию к отцу Алексею пришел только один верующий. Да и тот не местный – деревенские в церковь ходят нечасто.

Вообще-то литургия должна была проходить не в этой каменной церкви XIX века, а в новом деревянном храме Сергия Радонежского в двух километрах отсюда. Но неожиданно позвонил отец Никон и сказал, что литургия пройти у них не может. С ним-то я и хотел встретиться. Чтобы расспросить монаха о его прежней жизни — жизни Леонида Калугина.

Леонид Иванович Калугин родился в 1940 году в деревне Головичи Горецкого района (ныне Дрибинский район). По воспоминаниям его земляка и близкого знакомого Евгения Чибекова, родители Леонида Ивановича работали простыми колхозниками. Насколько верующими людьми они были сказать трудно, известно лишь, что старший брат Леонида Калугина работал на одном из минских заводов секретарем парткома.

После окончания Новочеркасского геолого-разведочного техникума 20-летний Леонид Калугин начал работать буровым рабочим в России. Через пять лет решил вернуться на родину, а еще через год приступил к работе слесарем на Минском заводе холодильников.

Евгений Чибеков считает, что Леонид Калугин стал верующим человеком уже в солидном возрасте после тяжелой аварии. Леонид Иванович ехал за своей женой на ее малую родину в Витебскую область и по дороге попал в страшное ДТП — из разряда тех, после которых говорят «чудом остался жив». По крайней мере, после этой аварии Евгений Чибеков впервые увидел в кабинете Леонида Калугина православные иконки.

Впрочем, есть и другое мнение, согласно которому Леонид Иванович всегда был верующим человеком. А иконки в своем кабинете поставил с началом перестройки, когда советского руководителя за это уже не наказывали. И еще до распада Союза он посетил святые места в Иерусалиме.

Монах Никон живет в лесу, где прячется церковь Сергия Радонежского, построенная на территории бывшей военной части и освященная 10 лет назад. Увидеть храм и встретиться с Никоном постороннему человеку практически невозможно – участок огражден бетонным забором. Интервью он не дает.

Монашескую жизнь с Никоном разделяет отец Иоанн. Похоже, других людей они видят в лучшем случае два раза в неделю. Первый – когда в церковь Сергия Радонежского провести литургию из соседнего храма приходит священник Алексей Наслежников. Второй – когда они отправляются в Минск, чтобы сделать покупки или встретиться с людьми, готовыми помочь содержать территорию церкви. А еще менее 10 лет назад за помощью приезжали к Леониду Калугину, к которому меньше всего подходило слово одиночество.

Бывший буровой рабочий Леонид Калугин к 50 годам сделал на Минском заводе холодильников блестящую карьеру. Придя на предприятие слесарем, он прошел все ступени профессионального роста и в 1993 году был избран президентом акционерного общества «Атлант». При нем завод холодильников утвердился в роли одного из самых успешных предприятий независимой Беларуси. Сам Леонид Калугин, считавшийся жестким руководителем, постоянно фигурировал в неофициальных списках самых богатых людей страны.

На посту гендиректора Калугин активно содействовал православной церкви. В религиозной прессе сообщалось, что каждое собрание акционеров «Атланта» начиналось с лекции о православии. Для рабочих завода еженедельно проводились концерты духовной музыки. Принадлежащие предприятию детский сад и ясли стали единственными в Беларуси дошкольными учреждениями, где воспитательный процесс носил православный характер.

Позже Калугин говорил, что все его действия были направлены на «воскресение морали, веры православной, дабы укрепить семью, являющуюся основой государства». За свою благотворительную деятельность он был награжден Алексием II орденом св. князя Владимира.

Первым, с кем делил жизнь в скромных условиях под Минском монах Никон, был протоиерей Михаил Труханов. В 1941-м он был арестован в Москве за создание в институте кружка по изучению Библии, 15 лет провел в сталинском ГУЛАге, затем стал известным богословом и автором нескольких книг.

Священник Алексей Наследников рассказывает, что Труханов оказал огромное влияние на еще мирского Леонида Калугина, приезжавшего к нему на беседы. По предположению Наследникова, именно он благословил Калугина на пострижение в монахи.

Михаил Труханов умер под Минском 16 марта 2006 года на 90-м году жизни. Первую панихиду по усопшему совершил митрополит Филарет, который называл богослова своим наставником.

Памятник эпохи руководства «Атлантом» Леонидом Калугиным: по инициативе гендиректора в физкультурно-оздоровительный комплекс по улице Саперов была вмонтирована церковь

Летом 2001 года Леонид Калугин начал сбор подписей для выдвижения на пост президента Беларуси. Для регистрации кандидатом необходимо было предоставить 100 тысяч голосов. Но Цетризбирком признал достоверными только 91 тысячу подписей поданных за Калугина.

Через несколько месяцев, 21 ноября 2001 года, генеральный директор ЗАО «Атлант» Леонид Калугин был задержан. Ему было предъявлено официальное обвинение по трем статьям УК: злоупотребление властью или служебными полномочиями, невозвращение из-за границы иностранной валюты и незаконная предпринимательская деятельность (в частности, гендиректор обвинялся в направлении золота на строительство церкви). В июне 2003 года Калугин, одним из адвокатов которого выступала его дочь, был признан виновным по всем пунктам, но, учитывая пенсионный возраст, амнистирован.

Его близкий знакомый Евгений Чибеков вспоминает, что после окончания суда Калугин приехал на малую родину сильно подавленным и неразговорчивым. В конце 2005 года стало известно, что Леонид Иванович в возрасте 65 лет принял монашеский постриг в одном из монастырей Московской области и взял себе имя Никон.

16 января монаху Никону исполняется 70 лет. О Леониде Калугине верующие люди речи не ведут: священник Алексей Наследников говорит, что тот человек умер при пострижении в монахи.

В деревне Касынь, в лесу около которой он живет, о его возрасте не догадываются. Сделать это также трудно, как и узнать его в лицо старым знакомым: Никон ходит в черном одеянии и носит бороду. Но в деревне рассказывают, что монах здоров.