Общество

Яна Соколова

Жена политзаключенного: «Когда мужу присудили 11 лет, подумала, не поздно ли будет рожать»

История любви инженера БНТУ, который стал узником совести после событий в Минске в августе 2020-го.

Все фото из личного архива

Мы разговариваем с женой Тихона Осипова в памятный для их семьи день.

— Сегодня (29 сентября – прим. «С») девять лет, как мы вместе, — рассказывает Ольга в интервью «Cалідарнасці». — Накануне мне позвонили с неизвестного номера, сказали, вам из ИК-15 заказное письмо. Спросили, буду ли я дома. Приехал курьер с цветами. Я плакала. Это вторая годовщина, которую мы проводим в разлуке.

Девять лет, как мы каждый день выбираем друг друга, и я ни разу за эти годы не пожалела о своем выборе.

Тихон Осипов — инженер БНТУ, осужденный на 11 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Его признали виновным сразу по трем статьям Уголовного кодекса: покушении на убийство военных, участии в массовых беспорядках, заведомо ложном доносе.

По версии обвинения, в ночь с 10 на 11 августа около часа ночи «25-летний минчанин приехал на улицу Притыцкого в Минске для участия в массовых беспорядках. Молодой человек находился за рулем своего BMW, с которого предварительно снял регистрационные знаки. Игнорируя требования милиции, водитель отказался открыть дверь и остался сидеть в машине. После тронулся с места и сбил пятерых военнослужащих внутренних войск. Наезд был совершен на военнослужащих внутренних войск МВД, находившихся в форменном обмундировании и принимавших участие в охране общественного порядка» (цитируется по информации правозащитного центра «Весна»).

По версии следствия, Тихон Осипов скрылся с места происшествия, бросил автомобиль в водоеме недалеко от места совершения преступления. С целью создания алиби позвонил в 102 и заявил об угоне.

На суде Тихон отрицал, что принимал участие в массовых беспорядках, убивать военнослужащих не намеревался. Он объяснил, что 11 августа вместе с друзьями отправился в город покататься и «посмотреть флешмоб», но попал в пробку.

На Притыцкого, куда выехал Тихон, находились военнослужащие со щитами. Они прошли мимо автомобиля, не трогая его. Но позади шли силовики с оружием и били стоящие машины, вытаскивали из них людей и укладывали лицом в асфальт.

По словам Тихона, он испугался увиденного, опасался, что в отношении него силовики поступят так же, и решил уехать оттуда. Сигналя и мигая фарами, автомобиль тронулся в сторону шеренги военнослужащих. Силовики начали наносить удары по BMW, разбили стекла и зеркало. По словам обвиняемого, от страха он пригнулся и не видел, куда ехал.

После Тихон заехал в парк Тивали, где было очень темно. Водитель нечаянно заехал в водоем, откуда выбрался, а машину бросил. Добравшись домой, он заявил в милицию, что авто угнали, — решил, что так будет лучше.

Тихон Осипов признал вину только по ст. 400 Уголовного кодекса (заведомо ложный донос), по другим статьям не признал. Судебная коллегия под председательством судьи Петра Орлова осудила Осипова к 11 годам колонии в условиях усиленного режима. Моральный ущерб потерпевшим военнослужащим в общей сумме 1300 рублей он возместил до суда.

— Не могу сказать, что удивилась приговору, это было ожидаемо, — вспоминает Ольга. — Так получилось, что к финалу процесса заменили судью — он хотел еще раз выслушать потерпевших. Потом нам сказали, что судья заболел, дело передали его коллеге, и все началось заново.

С первым судьей у меня надежда была, думала, может, с нас начнутся справедливые суды… Во второй раз надежда растаяла. Прокурор запросил 12 лет. Когда мужу присудили 11 лет, я подумала, сколько мне исполнится лет при самом плохом развитии событий, и не поздно ли будет рожать.

Мой муж для меня герой. Он спас себя и друзей, которые ехали с ним в машине. Кстати, на суде не выяснили, откуда на автомобиле пули. Тихона обвинили в участии в массовых беспорядках, но на той улице его не было — он объехал ее, поскольку она была перекрыта. Если бы он не уехал, неизвестно, остались бы в живых все, кто был в машине.

Ольга и Тихон родом из Климовичей. Встречаться начали в 11 классе, до этого дружили, сидели за одной партой.

— Однажды Тихон провожал меня домой и по дороге предложил встречаться. Говорю: мы одноклассники, как это возможно?

Тихон ответил: если тебя это смущает, давай я переведусь в другую школу. Тогда я ему отказала. Тихон отреагировал спокойно: ладно, я знаю, что недели через три мои чувства пройдут, и все будет в порядке. Меня это задело, как это так, чувства пройдут ко мне так быстро, — улыбается Ольга.

В сентябре я была на свадьбе у троюродной сестры, у меня была прическа красивая, платье… Подумала: пусть придет и увидит, что он потерял. Тихон в ответ на мое предложение встретиться написал, что не может прийти, работает у отца в гараже. Но в итоге пришел. С того дня мы вместе.

После школы Ольга и Тихон поступили в столичные вузы: в МГЛУ и БНТУ. На пятом курсе решили пожениться.

— Помню, я жарила блинчики, когда Тихон позвонил и сказал: собирайся, за тобой приедет такси. Куда мне ехать, спрашиваю. Тихон говорит: все узнаешь, тебя отвезут, не переживай, все будет хорошо.

Спрашиваю: что за такси, как я узнаю, в какую машину садиться? Он ответил: ты выйдешь и узнаешь, что это за тобой.

Выхожу — приехала БМВ. У них вся семья любит эту марку. Поняла, что это за мной. Водителя спросила, куда вы меня везете. Он не раскололся.

Такси остановилось у гостиницы «Беларусь». Тихон меня встретил у входа с букетом роз. Мы пошли в ресторан на террасе, а после ужина решили прогуляться.

…Поворачиваюсь и вижу, как Тихон становится на одно колено. А я ему истории из универа рассказываю. Боже, зачем я все это говорю, тут такой момент ответственный! Он сделал мне предложение. Я расплакалась и согласилась.

Ольга говорит, что до задержания мужа они жили счастливо, планировали детей.

— Хотели подойти к этому ответственно, пройти медицинские обследования, здоровье поправить, чтобы у нас все было хорошо. Но не успели.

За время разлуки наши чувства стали более осознанными, глубокими. Ты осознанно выбираешь этого человека и хочешь быть с ним.

Пока шло следствие, Ольга виделась с мужем несколько раз: часовые свидания через стекло.

— Встречи на «Володарке» проходили очень позитивно. А сейчас наши отношения продолжаются в письмах. Мы раньше не говорили столько о наших чувствах, сколько сейчас.

Из заключения Тихон присылает жене портреты в стиле аниме. Рисовать учился по книге, которую передали сокамернику

15 августа Тихона этапировали в исправительную колонию № 15, а на следующий день он попал в ШИЗО.

— Сказали, что он неправильно поприветствовал кого-то из администрации. Он провел там 14 дней.

Интересно, что на «Володарке» Тихону дали характеристику, что он не агрессивный, не конфликтный. Мама его еще смеялась, что с такой характеристикой можно на второе высшее поступать.

В Новинках проводили экспертизу по поводу его агрессивности, не был ли он в состоянии аффекта. Выяснили, что по уровню агрессии у него ноль, сказали, что такое редко бывает.

Тихон — неконфликтный человек. А тут только заехал в колонию — и попал в ШИЗО…

В сентябре Тихона лишили краткосрочного свидания на четыре месяца и на полгода — длительного. Кроме того, его лишили режимной передачи на 50 кг, в которой можно передавать продукты, а также одной бандероли из двух возможных в год.

От людей, которые не являются родственниками, письма ему не доходят. От мамы моей письмо не прошло цензуру, где она писала про баню, яблоки, огород…

Тихон подписывает акты об уничтожении заказных писем, которые не прошли цензуру. Он видит только фамилии, кто ему написал, и потом просит меня поблагодарить этих людей.

Сейчас Тихон рад, что у него есть возможность работать, потому что соскучился сидеть без дела год. Написал: «Работаю на лучине. Наверняка у тебя сейчас возник вопрос, что это такое. Если ты в магазине увидишь красные мешки со щепками — это оно».

Ольга признается: перенести разлуку с любимым мужем ей помогают надежда и вера, что это ненадолго.

— Может, это психологическая защита, не знаю. Есть хорошая фраза: делай что должен там, где ты есть, и будь что будет. Сейчас я делаю, что должна. Если я расклеюсь, каково будет моему мужу?