Жарко вышел из тени Постоялко
Через год после своего назначения министр здравоохранения Василий Жарко впервые поучаствовал в большой пресс-конференции. 8 мая он появился перед журналистами под прикрытием Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. В том, что Василий Жарко отважится выйти из тени своей предшественницы по министерскому креслу Людмилы Постоялко, до последней минуты сомневались даже в Национальном пресс-центре — в списке выступающих от Минздрава так и осталась значиться фамилия главного санитарного врача Михаила Римжи.
В течение всего года с ролью посредников между главой Минздрава и обществом успешно справлялись его заместители Роберт Часнойть и Михаил Римжа. Такой закрытости не было ни при одном министре здравоохранения. Игорь Зеленкевич уходил от прямых вопросов журналистов, но встречался с ними регулярно. Владислав Остапенко был в общении весьма демократичен. Людмила Постоялко, едва став министром, тут же провела серию пресс-конференций. Бывший руководитель «Белпрофсоюзкурорта» и Белорусского Красного Креста Василий Жарко выдержал длительную паузу и выступил публично только через два месяца после смерти своей предшественницы.
Пресс-конференция была посвящена подписанию соглашения о выделении Беларуси гранта Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией на сумму 14,2 млн долларов. В ней также приняли участие представитель ООН/ПРООН Джихан Султаноглу, региональный директор Фонда по Восточной Европе и Центральной Азии Урбан Вебер, руководитель портфеля Глобального фонда по Беларуси Мария Кирова и заместитель директора по научной работе НИИ пульмонологии и фтизиатрии Елена Скрягина. Ей-то Василий Жарко и переадресовывал большинство конкретных вопросов. Сам же пообещал, что грант «будет распределен пропорционально и по нуждаемости». А потом вступил в полемику с Урбаном Вебером по поводу причин роста заболеваемости туберкулезом.
— Чем выше уровень жизни в стране, тем ниже риск такого заболевания, как туберкулез, и его распространенность. Если говорить за мой регион Восточную Европу и Центральную Азию, то в Центральной Азии показатель заболеваемости туберкулезом выше, чем в России и Украине, — сообщил Урбан Вебер.
— Я хочу сказать, что все зависит от восприимчивости организма. Даже в высокоразвитых государствах с высоким образом жизни, если сопротивляемость организма низкая, высок риск заболеть туберкулезом, — парировал Василий Жарко.
Но если Восточная Европа является сейчас «горячей точкой» в плане решения проблемы лечения самой опасной — устойчивой к воздействию лекарств формы туберкулеза, то Беларуси еще предстоит много сделать, чтобы улучшить эпидемиологические показатели. В стране зарегистрировано 13 тысяч больных туберкулезом, среди них 2,5 тысячи носителей активной формы заболевания. К тому же наблюдается дефицит медицинских кадров.
— Я не скажу, что у нас катастрофически не хватает врачей. После распределения этого года в каждую районную больницу направлен узкий специалист, — заверил министр здравоохранения.
И тут же признал:
— Да, у нас ощущается нехватка. Мы знаем эту проблему. Мы работаем. К 2010 году у нас разработана программа «Кадры» и мы должны полностью закрыть кадровый момент. Увеличили с прошлого года на 50% набор студентов на платной основе.
А под конец раскрыл главный секрет:
— На сегодняшний момент высокий уровень совместительства, благодаря чему и закрываем кадровую проблему. Мы закрыли все врачебные амбулатории и больницы там, где не было врачей.
Вот и разберись тут: то ли закрыли проблемные больницы, то ли врачами их доукомплектовали.
По официальной статистике, в Минске, например, не хватает 30% терапевтов. Разговор с министром об этом происходит уже в коридоре.
— Я не помню цифру, сколько я дал для города Минска, — озадачен Василий Жарко.
— Не хватает трети всех терапевтов! Как решается эта проблема?
— Как? Путем распределения, подготовки кадров.
— Сколько в Минск распределено терапевтов?
— Приходите ко мне, я вам дам цифры, — министру явно невтерпеж уйти от ответа.
— Когда приходить?
— Десятого.
— Во сколько?
— А вот позвоните и согласуйте. У меня есть… она, — Василий Жарко ищет взглядом руководителя пресс-службы Минздрава.
Министр опять уходит в тень.
Читайте еще
Избранное