Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Завет» // Дискотека «Эмир»

Локальные киногерои – особая тема. Это честные коммивояжеры от культуры, увлеченные продвижением родного национального продукта. Хитрее всех поступил Ларс фон Триер, под вывеской стиля «Догма» выведя на международную орбиту всех своих датских друзей и подружек. Другие – как Педро Альмодовар и Аки Каурисмяки – заняты личным самовыражением с местным акцентом. Но самым народным автором сумела стать передвижная цыганская свадьба по имени Эмир Кустурица. Ему удалось почти невозможное: превратить свою Сербию в набор леденцовых петушков, игрушек-погремушек, стеклянных бус и аляповатых открыток. И стать безусловным лидером продаж родного мусора.

Кустурицу продвинутые массы ценят за жгучий южный беспредел, бешеную энергию, безусловный талант рассказчика и редкий дар строить экранное действо в ритме глобального гопака с присвистами и притопами.

Но мало кто помнит, что в массовики-затейники он записался относительно недавно, после успеха эксцентричной love-story «Черная кошка, белый кот» (1998). Все, что было до того – включая монументальный «Андерграунд» (1995) и меланхоличную «Аризонскую мечту» (1992) – скорее попадало в разряд лирического гротеска, поэтичного и безнадежного.

Эмир тогда вел затяжную войну с обиженными его «непатриотизмом» соотечественниками и публично обещал никогда не вернуться на родину. Однако время лечит. Автор устал от горечи. И перешел на карамель.

«Завет» - особенно по контрасту с предыдущим «Жизнь как чудо» (2005) – выглядит полной безделкой, скроенной из обрезков от больших фильмов Эмира Динамита. Кустурица утверждает, что вдохновился сюжетом японской сказки, но с тем же успехом это мог быть комикс про черепашек-ниндзя или рекламный буклет «Купи себе домик в нашей деревне!».

Щекастого деревенского парнишку (Урос Милованович) дед снаряжает в город с важной миссией: продать корову, купить икону и найти себе невесту. А дальше начинается цирковой экшн, которого не постыдились бы и авторы безразмерных «Такси». Потому как любой знает: город – страшно опасное место! Там бандиты на каждом шагу, невинных убивают средь бела дня, скромные училки подрабатывают в стрип-клубах и по улицам летают на быстрых велосипедах девочки с глазами испуганной серны. Ясно, что сельскому лопуху здесь ловить нечего. Так и пропал бы хлопчик, не повстречайся на его пути пара бритых добрых молодцев в ковбойских сапогах…

Если в «Жизни как чудо» цветной балканский абсурд был хоть как-то уравновешен драматичными эпизодами, то здесь он бьет ключом и сметает все преграды. Умелец-дед (Александр Берсек) одновременно изобретает будильники-самострелы, отливает колокола, расписывает церкви и изготовляет боевые ракетные установки. Главный мафиозо (Мики Майнолович) прелюбодействует с индюшкой и мечтает перенести в родной городок Всемирный Торговый Центр.

Кабаны выходят на тропу страсти. Крепкие бритые лбы разбивают стены местного очага разврата. Циркач из пушки улетает прямо в небеса (и летает там весь фильм). А если тебе в спину разрядили магазин из «Калашникова» - с тобой ровным счетом ничего не случится. Здесь любовь живет в багажнике старого авто, что несется по проселочной дороге. И если свадьба встретится с похоронами, будет не скандал, а много-много радости.

Кустурицу откровенно заносит. И ему откровенно все равно. Злодей летит с горы верхом на гробу? Отлично! Обвязанный веревкой дед качается со спелой училкой под стрехой колокольни? Здорово! Бритоголовый брат откусывает у пистолета глушитель? Браво, дайте две! Лихой пьяный гон пьет здесь на брудершафт с индийским кино и закусывает местным колоритом. А финалов режиссер отсыпал щедрой рукой штук пять – и все они выпрыгивают друг за другом как праздничные шутихи. Гуляй, пацаны! Папа снова в городе!

Наш любимый балканец настрогал собственных штампов и сложил из них народную агитку о пользе жить на селе и любить до упаду. Но где-то на середине этот балаган решительно успевает надоесть. Скучно, господа! Прежний Кустурица был отличным вином. А «Завет» бьет в голову как самопальная бормотуха.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)