Беседка
Алесь Сивый, «Народная воля»

«Запрещенный препарат мне подсыпал не Ефимов»

Известная белорусская легкоатлетка Надежда Остапчук откровенно рассказала «Народной Воле» о своем «допинговом деле», о том, почему в свое время не уехала в Канаду, и отчего сейчас не собирается оставаться в Беларуси.

Десять месяцев прошло с того времени, как после Олимпиады в Лондоне грянул скандал с участием белорусской толкательницы ядра Надежды Остапчук. На Играх-2012 наша спортсменка завоевала золотую медаль, но в ее допинг-пробе обнаружили запрещенный препарат. Пикантность ситуации заключалась и в том, что было официально заявлено: тренер Остапчук Александр Ефимов добровольно признался, что это он добавил анаболик в еду спортсменки без ее ведома. Международная федерация легкой атлетики решение по этому делу до сих пор не вынесла.

Видно, что спортсменка уже отошла от первого шока, который испытала сразу же после Олимпиады. Сейчас в ее голосе все еще слышится некоторое разочарование, но это спокойное разочарование. За десять месяцев было время разложить все по полочкам. Кто друг, кто враг, кто просто так...

— Надежда, чем занимались все это время?

— Ничем особенным. Дружеские визиты к друзьям, родственникам...

— Сложными были последние десять месяцев?

— Как вам сказать?.. Сначала приходилось тяжело, затем наступила стадия абсолютного безразличия. Этому способствовало и бездействие белорусской стороны, наших спортивных функционеров. Если им наплевать, то почему я должна волноваться? Живу своей жизнью.

— Сейчас ваш рабочий день — это?..

— Встала, позавтракала, немного потренировалась, чтобы совсем форму не потерять. Своей подруге помогаю собаками заниматься. Заодно и вторая тренировка получается, потому что приходится побегать.

Я и себе два месяца назад собаку завела — немецкую овчарку. Вот уж правду говорят: чем больше узнаешь людей, тем больше нравятся собаки...

— Разочаровались в людях?

— Те, в ком я была уверена, после допингового скандала только подтвердили свою дружбу. Но оказались и такие, которые предпочли формулу “моя хата с краю”.

В принципе, ничего нового эта жизненная ситуация не показала. Так, наверное, всегда было, есть и будет. Но и я выводы для себя сделала.

Во-первых, как таковой Команды в белорусской легкой атлетике нет. Есть просто сбор людей, которые выступают на соревнованиях. Попал в неприятную ситуацию — твои личные проблемы. Так что это не сборная, а сбродная команда.

Во-вторых, я поняла, что в этой жизни кроме себя самой нельзя никому доверять. Никогда!

— Сами вы уже знаете, как допинг попал в организм?

— Догадываюсь, но без железных аргументов делать голословные заявления не буду.

— Ваш тренер Ефимов, который якобы и подсыпал вам запрещенный препарат в кофе, интригующе заявил, что через некоторое время он сможет рассказать всю правду...

— Мы общаемся с тренером, и моя точка зрения такова: это сделал не он. К нему у меня никаких претензий нет. Александр Николаевич прошел вместе со мной через огонь и воду, мать заменял...

— А зачем тогда написал признательное письмо?

— А вы подумайте — почему? Потому что защищает. Настоящий родитель всегда своего ребенка защищает. Не прячет голову в песок, как многие наши белорусские страусы, а именно защищает. Это для меня и тренер, и Человек с большой буквы. Был и останется.

— Скоро год пройдет с тех пор, как начался этот скандал, а решения по делу пока нет. Почему так долго?

— Самой хотелось бы знать. Наверное, большой список допинг-нарушителей. Может быть, перепроверяют информацию.

— Что вам светит?

— Без понятия.

— В спорте останетесь, если наказание будет минимальным?

— На 90 процентов, что в большой спорт не вернусь. Хотя, если подтвердятся некоторые предложения, возможно, поработаю тренером.

Но не в этой стране. В Беларуси у меня уже нет ни к кому доверия. Есть еще один вариант — уйти к друзьям в бизнес. Но хотелось бы сначала в этой истории расставить точки над “і”.

— Надежда, а раньше, когда были спортсменкой, не поступало предложений поменять гражданство?

— Были и не раз. В 2001 году Канада очень хотела забрать и меня, и тренера. Тогда в Канаде проходил чемпионат мира, предложение поступило очень заманчивое. Но Александр Ефимов отказался, он всегда был патриотом. Как отказались от предложений и из других стран.

— Может быть, надо было оставаться в Канаде?

— Задним умом все мы умные. Какой смысл сейчас говорить о том, что было бы? Если бы я раньше знала о том, в какую ситуацию попаду, то поменяла бы и моменты, чтобы не сталкиваться с некоторыми нехорошими людьми.

— Сегодня вы готовы к гражданской жизни?

— Привыкаю. Рано или поздно, но из спорта все равно пришлось бы уходить.

— Печально, что сегодня спорт все больше превращается в полигон для каких-то интриг, сведения счетов, подковерных игр...

— И мне печально. Я вообще считаю, что сегодня в спорте бал правят деньги. Исчезает соревновательный момент...

Да, идет борьба с допингом, но, как говорят, лес рубят — щепки летят. И всегда виноват спортсмен. Никого не интересует, как тот или иной препарат попал в твой организм. Сознательно ты его принимал или тебя подставили? Помогло тебе это вещество или наоборот? Да и сегодня один препарат можно принимать, а завтра — уже нет.

— В Беларуси есть хорошие спортивные врачи-фармакологи, которые бы контролировали весь этот процесс? Возможно, тогда и не происходили бы у нас допинговые скандалы?

— О чем вы говорите?! В сборной Беларуси по легкой атлетике не было врача, который бы мог проверить в лаборатории препараты для спортсменов.

Сколько раз мы говорили о том, чтобы взяли на хорошую зарплату толкового специалиста, который оградил бы спортсменов от допинг-проколов. Как горох о стенку. У нас же врач мог разве что таблетку от головной боли выписать. В фармакологии он — темный лес. А крайние в итоге — спортсмены, которые вкалывали как проклятые, а затем оказались еще и виноватые.

— Надежда, извините за нескромный вопрос: жили все это время вы за что?

— За те сбережения, что успела накопить. Но уже начала делать небольшие инвестиции, это дает результат. Если что — не пропаду...

ОФИЦИАЛЬНО

Александр Трощило, главный тренер сборной Беларуси по легкой атлетике:

— Известно, что Международная федерация легкой атлетики ИААФ продолжает расследование ситуаций, связанных с Надеждой Остапчук, Иваном Тихоном и Вадимом Девятовским. У Остапчук запрещенные вещества содержались в БАДах импортного производства, которые тогда были разрешены. Запрет на их использование последовал в 2007 году.

Вот уже четыре месяца ИААФ хранит молчание, которое можно истолковать как замешательство. Поэтому сохраняются определенные надежды на благоприятный исход дела.

Кроме того, мы ждем утверждения решения БФЛА о годичной дисквалификации за положительную допинг-пробу, взятую на Играх в Лондоне. Если это произойдет, Надя сможет вернуться в сектор.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)