Скандалы
Максим ЖБАНКОВ

Заложники «Вендетты»

Градус абсурда в нашей гордой стране ощутимо и неуклонно растет. Героическая борьба силовых структур с флэш-моберами — юными любителями пломбира и концептуальными потребителями минеральной воды, азартная охота на значки «Я за свабоду!», изгнание с работы за участие в независимом наблюдении, срок для безвинного водителя авто, которое накрыл своим метким огнем умелец в штатском… Новая фишка — борьба с «опасным» кино. После сокрушительной победы церковных структур над «Кодом да Винчи» отыскалась новая мишень. Фантастический британский кинокомикс «V значит вендетта» не выйдет на минские экраны по политическим мотивам.

По нашим данным, фильм режиссера Джеймса Мактига, с мая вышедший на российские экраны, обсуждался в столичном кинопрокате на предмет закупки для показа. Коммерческий потенциал ленты по сценарию и с продюсерским участием знаменитых братьев Вачовски («Матрица») сомнений, в принципе, не вызывал. «Неблагонадежным» показался сюжет: в Британии ближайшего будущего правит тоталитарный режим. Против него сражается загадочный мститель в маске, вдохновляющий лондонских тружеников на массовый протест. Откровенно условное действо вызвало в прокатных кулуарах нервную реакцию: «Да вам что, неприятности нужны? Там же революция и свержение власти!» Сработал инстинкт самосохранения. Даже от предварительного просмотра «Вендетты» было решено воздержаться.

Что в фильме? Ничего нового для тех, кто читал Оруэлла и видел другой британский тоталитарный гротеск — «Бразилию» Терри Гильяма. Мрачные улицы с патрулями агентов в штатском, агрессивный поток лжи и злобы с уличных телеэкранов («И ты этому веришь?» — спрашивают друг друга обыватели), нервный диктатор, обещающий спокойствие и порядок, ночные аресты инакомыслящих… Авторы графического романа — основы для одноименного фильма — придумали своего героического террориста-одиночку вовсе не для прославления «дестабилизации». Их интересовала деформация личности в обществе насилия: мститель в маске — его продукт и жертва. Фильм полностью сохранил эту линию, сделав главных героев сомневающимися и способными на ошибки. Западные критики оценили фильм как необычное — мрачноватое, но эффектное и неожиданное по настроению — зрелище. А вот российские отметили недостатки в показе работы тоталитарного режима. Хотя лично мне безусловная условность сюжета не помешала оценить убедительную игру Натали Портман и Стивена Фрая, высокое качество картинки и неоднозначность финала. Редкий случай — умный кинокомикс. Последний раз такое было с «Проклятым путем» Сэма Мендеса.

Так ли опасна «Вендетта»? Крайне наивно предполагать, что просмотр фильма — независимо от его художественной и идейной направленности — равнозначен, по выражению одного из западных левых радикалов, «бомбе, взорвавшейся в сознании масс». Видеть в кинотексте оружие массового поражения — значит проецировать на него собственные представления о роли культпродукта в обществе. Чем, собственно, и занимаются высшие эшелоны отечественной власти, напряженно выискивая «подрывное» содержание в закордонных кинотекстах. Опасная привычка: так ведь и в «Людях Икс» можно увидеть призыв к уличным беспорядкам.

Есть и другой аспект. Отказ от «Вендетты» демонстрирует готовность отечественных культур-менеджеров узнать белорусскую действительность в киношном преступном режиме. Узнать — и испугаться этого сходства. А еще больше — испугаться, что это сходство увидит зритель. Которого гораздо проще кормить страданиями гейш и говорящими голосом Гоши Куценко енотами из «Лесной братвы».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)