Комментарии
Сергей Аверьянов

Закон-кистень?

Проект закона о средствах массовой информации внесен в повестку текущей сессии Палаты представителей Национального собрания. Документ уже направлен в юридическое управление парламента, специалисты которого готовят по нему заключение.

Парламент завершит работу текущей сессии уже в конце июня. С чем же связана такая оперативность в рассмотрении нового закона о СМИ?

С одной стороны, скорость, с которой предполагается его рассмотреть (и, соответственно, принять) можно напрямую увязать с грядущей избирательной кампанией. Власть заинтересована в том, чтобы максимально «зачистить» информационное пространство накануне выборов в палату представителей.

Благодаря «помощи и заботе» государственных органов многие и многие независимые печатные СМИ уже приказали долго жить. А те, что еще остались, работают, мягко говоря, в экстремальных условиях, и доступ их к читателям максимально усложнен.

Правда, на смену печатным СМИ пришел Интернет. И с расплодившимися Интернет-газетами, (а многие независимые экс-бумажные СМИ попросту перешли в Сеть) надо что-то делать.

О том, что новый закон направлен на ужесточение контроля за деятельностью СМИ, в том числе интернет-изданий стало известно после того, как Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) удалось неофициально ознакомиться с текстом законопроекта. Кстати, нелишним будет добавить, что работа над законопроектом велась в закрытом режиме. И те же специалисты БАЖ были лишены возможности принять участие в работе над новым законом.

Тогда БАЖ подготовил альтернативный проект закона о СМИ, который в прошлом году был направлен в профильную комиссию парламента. И благополучно отклонен депутатами.

Что касается разработанного властями законопроекта, то независимых экспертов тревожит ряд позиций. По словам заместителя председателя БАЖ Андрея Бастунца, рабочая группа из числа чиновников, которая изучала международный опыт в сфере регулирования интернет-СМИ в контексте подготовки нового законопроекта, наряду с опытом других стран уделяла внимание наработкам Китая — страны, перекрывшей доступ зарубежных сайтов на свою территорию.

Как отметил Андрей Бастунец в интервью БелаПАН, еще в 2003 году Михаил Подгайный, занимавший в то время пост министра информации, заявлял, что проект нового закона о СМИ пройдет международную экспертизу в Совете Европы. Однако, по сведениям БАЖ, этого не произошло.

По мнению Андрея Бастунца, скорее всего, планируется не просто корректировка существующего закона, а «достаточно серьезные нововведения в сфере регулирования СМИ». В общем, жить станет лучше, жить станет веселей.

В марте 2007 года законопроект подверг критике представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харашти. Он, в частности, критиковал статью о необходимости перерегистрации СМИ в случае изменения учредительных данных или названия издания, а также в случае принятия государственными органами в течение одного года двух решений о прекращении действия издания. Наличие произвольных требований к регистрации и перерегистрации в любой момент может угрожать критически настроенным СМИ, отмечал представитель ОБСЕ. «Эта угроза становится особенно серьезной в период крупных общественных событий, таких как всеобщие выборы», — заявил тогда Миклош Харашти.

Но подобные комментарии не остановили белорусские власти. И законопроект поступил в парламент.

На скорость, с которой это сделано, может повлиять и еще один фактор. Предстоящие выборы – один, но не самый главный аргумент в пользу скорейшего принятия закона. Просто пока депутаты вновь избранной Палаты представителей соберутся на сессию, пока вникнут в суть вопроса, пройдет немало времени. А ждать власть не хочет. Ведь общеизвестно, что контроль над информационными потоками – один из главных ее приоритетов.

Да и время рассмотрения закона – под конец сессии – особого удивления у экспертов не вызывает. «То, что законопроект внесен под конец сессии — распространенная практика принятия непопулярных законов. Так, например, был рассмотрен законопроект о религии», — отметил Андрей Бастунец.

В том, что закон будет принят, особых сомнений нет. Так что и редакциям СМИ, и читателям, желающим получать информацию из разных источников, стоит готовиться. К чему? Пока сказать трудно, ведь детали законопроекта пока неизвестны.

Однако, зная любовь властей к независимым СМИ, можно предположить, что облегчить их участь точно никто не намеревался. Скорее, наоборот. А вот до какой степени – мы, возможно, узнаем уже до конца текущей сессии парламента.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)