Комментарии
Александр Обухович, «Белгазета»

«Задёрнем занавески и будем думать, что мы едем»

Премьер-министр вернул на доработку основные положения программы экономического и социального развития. Как ни «натягивают» цифры, как ни подгоняют «прогнозные показатели» и «задания» под известный результат, не сходятся концы с концами.

Результат, который правительству необходимо получить, известен. Он задан указаниями президента: работать в рамках существующей социально-экономической модели, избегать масштабных сокращений, обеспечивать финансирование социальной и аграрной программ, сокращать дефицит внешнеторгового баланса; обеспечивать рост экономики на 10% в год. И при этом не делать новых крупных внешних заимствований. Всё вполне в русле решений Всебелорусского съезда. Как-то и незаметно, что выборы уже прошли и от предвыборного трепа пора переходить к анализу нынешней суровой реальности.

Что реальность довольно сурова, ясно и по предыдущим годам. Хоть страна наша небольшая, инерция ее экономики все же очень значительна. Даже если какие-то кардинальные решения примут на правительственном уровне сегодня, экономические результаты можно будет наблюдать не ранее чем через два года. Так что 2011г. в основных чертах был предопределен решениями, принятыми даже не в 2010г., а в 2009г. Точнее, отсутствием каких-либо значимых решений. Поэтому в 2011г. правительству придется заниматься преимущественно оперативной работой по латанию дыр. И не факт, что в этой работе оно преуспеет.

Чтобы обеспечить рост экономики на 10%, надо инвестировать в нее 6-8 млрд долларов. В условиях дефицита внешнеторгового баланса и трудностей с финансированием социальных программ это просто нереально. А возможности роста за счет вовлечения в оборот неиспользуемого, морально и физически устаревшего оборудования практически исчерпаны. Как и возможности для предприятий выполнять доведенные показатели поднятием цен на свою продукцию. Так что более вероятным выглядит рост белорусской экономики в 2011г. на 2-3%, что не обеспечивает даже сохранение уровня финансирования социальных программ.

Ликвидация дефицита внешнеторгового баланса невозможна и в 2-3 года – можно пытаться только его постепенно сокращать. Прежде всего – за счет наращивания экспорта. Некоторые надежды дает общее увеличение спроса в России (за счет ее накачки нефтедолларами) и на Украине (за счет кредитов МВФ). На остальных рынках – мы только в начале пути. И, если сумеем проинвестировать вход на рынки, результат увидим не ранее 2012г.

Но главная проблема правительства – финансирование социальной и аграрной программ. Обе они развернуты, и перебои с их финансированием чреваты конфликтами. Поэтому правительству наверняка придется обеспечивать финансирование, вырывая ресурсы даже из необходимых программ. Но этого будет недостаточно: все предыдущие годы на эти программы шли ресурсы от нефтегазовой «подпитки» России и внешних займов, в результате чего сложился определенный уровень финансирования, понизить который очень трудно.

Я не думаю, что решение текущих проблем с финансированием отечественной экономики в 2011г. возможно без крупномасштабных внешних заимствований. Не думаю, что стоит рассчитывать на обещанную Владимиром Путиным поддержку России: большая часть ее кредитов пойдет на АЭС и будет сразу направлена на российские предприятия – поставщики оборудования. А только на поддержку социальных и аграрных программ финансирование дефицита внешнеторгового баланса необходимо в 2011г. из расчета 5-6 млрд долларов. И их придется изыскать, поскольку внутри страны их нет.

Но главная проблема правительства даже не в этом, а в том, что из года в год финансовый разрыв между поступлениями в бюджет и потребностью в финансировании дефицита платежного баланса, а также социальной и аграрной программ только нарастает. Возможно, отчасти это является следствием продолжающегося мирового экономического кризиса, но основная причина – отсутствие структурных реформ в реальном секторе, и прежде всего в промышленности.

Я уж и не знаю, сколько еще надо доказывать, что старая советская структура промышленности, лишь слегка замаскированная «под рынок», не может не деградировать. Что за имитацией управления предприятиями со стороны госструктур путем доведения ничем не обоснованных показателей предприятиям следует только имитация деятельности. Что в рамках сложившейся социально-экономической системы мы неуклонно теряем свой научный, технический и промышленный потенциал. Что массовые сокращения в госсекторе идут, причем в самом невыгодном для предприятий режиме: путем выдавливания лишних низкими зарплатами, неполным рабочим днем и переводом на неприемлемую работу. Невыгодном, поскольку в этом варианте первыми уходят лучшие и кадровый состав предприятия деградирует.

Беда правительства Сергея Сидорского в том и заключалась, что, занятое текущими проблемами, оно вообще не занималось перспективой. Весь алгоритм работы правительства Сидорского: взять кредит – проесть – продать предприятие – закрыть кредит. Вот и новое правительство, барахтающееся в поисках денег на текущие нужды, пока даже и не пытается сформулировать свою позицию в промышленной политике. А ведь 2012г. уже предопределен как еще более тяжелый…

А тут – указание президента сохранять. Ну что ж, как в брежневские времена, «задернем занавески и будем думать, что мы едем». Это для Греции, Португалии и стран ЕС кредиты были довольно либеральными. С нас кредиторы взыщут по полной. И что тогда – Тунис?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)