Комментарии

Василь Верас

Зачем Путину ядерное оружие в Беларуси

Российский президент, поделившись своими планами относительно немирного атома в Беларуси, пытается решить сразу несколько задач.

Сокращение подлетного времени до Варшавы, Берлина и иже с ними – далеко не самая важная. Хотя как элемент запугивания европейцев это будет использоваться. Владимир Путин эксплуатирует ядерный шантаж в том или ином виде уже больше года и пока без особого успеха. Но всякий раз поднимая ставки, хозяин Кремля рассчитывает, что кишка западных политиков или обывателей окажется слишком тонкой.

Однако всё же главной целью словесно-ядерной интервенции Путина является Беларусь. Он пытается застолбить нашу страну как зону безусловного и эксклюзивного влияния РФ, если не навсегда, то надолго. Наличие российского ядерного оружия на территории РБ позволяет на это рассчитывать.

Еще в августе 2021-го близкий к Кремлю политолог Федор Лукьянов рассуждал, что надо сделать Москве, чтобы привязанность к ней Беларуси не зависела от Александра Лукашенко:

«Примеры реального влияния России связаны с теми точками, где расположены её военные базы – от Киргизии и Таджикистана до Армении и Сирии.

Тема российской военной базы поднималась за годы правления Лукашенко не раз, но дальше разговоров дело не шло. Бессменный президент, как уже сказано, обладает прекрасной интуицией. Он знает, что нахождение на собственной территории иностранных войск, даже союзных, меняет ситуацию».

А что с этой точки зрения может быть эффективнее, чем военная база? Военная база с ядерным оружием.

Также Путин наносит превентивный удар по попыткам официального Минска навести какие-никакие мосты с Западом. То, что такие заходы предпринимались и предпринимаются, несмотря на всю агрессивную риторику Лукашенко, подтверждается информацией из разных источников. Заявление российского президента еще более осложняет эту задачу, которую властям Беларуси не удается решить уже на протяжении длительного времени.

Более того, Путин фактически стремится лишить Лукашенко субъектности, по крайней мере, внешнеполитической. Если о ядерных планах на территорию Беларуси объявляет глава другого государства, то появляется закономерный вопрос: а осталась ли хоть жменька самостоятельности у руководства страны, которое позволило строить у себя хранилище для оружия массового уничтожения и даже опцию информирования об этом отдало Кремлю? Имеет ли вообще смысл пытаться говорить с Лукашенко о чем бы то ни было?

Обращает на себя внимание то, что заявление Владимира Путина прозвучало через считанные дни после его встречи с Си Цзиньпином. Означает ли это, что Китай дал добро на российскую ядерную экспансию? Скоро узнаем...

Решая свои задачи, Кремль цинично подставляет Беларусь под удар. Потенциальный ядерный удар. И это не сиюминутный выбор.

Один из путинских идеологов, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов еще в 2007 году объяснил, зачем России нужна Беларусь.

«В час «большой войны» отсюда полетят стаи крылатых ракет, срываясь с подвесок американских бомбардировщиков, стартуя с подводных лодок, что пасутся в Атлантике и Норвежском море», — рисовал перспективы Проханов, путая «отсюда» и «сюда».

Его воображению грезилась картина, как «российские «Тополя» помчатся навстречу, реализуя последний сценарий Господа Бога, озвученный Иоанном Богословом на острове Патмос» и «скоротечный импульс, выпущенный из белорусских лесов, врывается в глубины Индийского, Тихого или Атлантического океанов, достигает скрытой громады лодки, передает распоряжение поменять район базирования или приказ на атомную атаку. Импульс «Судного Часа», что тлеет в «ядерном чемоданчике» Президента России».

Тогда это многие принимали за бред фрика (хотя «Салідарнасць» предупреждала: «Идеи Проханова слишком близки нынешнему руководству России, чтобы их можно было игнорировать»). Завтра этот сценарий может оказаться явью. Поэтому кремлевских безумцев нужно остановить любой ценой.