Зачем нам нужен Бабарико?
Честно сказать, я много думал над этим вопросом. А ведь ответ, как оказалось, лежит на поверхности.
Сколько бы действующая власть ни упражнялась в подходах к «стабилизации» и обещаниях обеспечить среднеевропейский уровень жизни с зарплатой в 500 долларов, реально мы живем хуже пресловутого Гондураса. Да, вы не ослышались. Страна в Латинской Америке, ставшая на протяжении десятилетий эталоном бедности, обошла нас по уровню жизни.
Вы думали, что падение экономики индустриальной Беларуси на уровень Гондураса – предел развала? Да бросьте. В 2019-м ВВП Гондураса на душу населения был в полтора раза больше, чем в Беларуси, а средняя зарплата там – 685 долларов в месяц.
На этом фоне, затуманенном коронавирусом, в Беларуси объявлены президентские выборы. Казалось, пройдут они как обычно, по железному сценарию власти, с одним явным фаворитом, двумя-тремя подтанцовщиками и, может быть, одним уличным бунтарем от классической оппозиции, который в очередной раз жестко поставит народ перед выбором: площадь или еще один пятилетний «стабилизец». И народ по привычке безнадежно выберет второй вариант.
Но что-то, видать, не сложилось, не срослось в этом хорошо знакомом сценарии с заведомо обреченным финишем. Бунтарей задвинули. Комиссии сформировали, как всегда, из «самых верных белорусов» (в смысле, представителей «Белой Руси») и прочих многочленов околовертикального «гражданского общества»… Правда, сборщиков подписей обязали ходить в масках, без них автографы в поддержку кандидатов могут признать недействительными.
Но все же привычный сценарий так называемых выборов в Беларуси может быть нарушен. В качестве «нарушителя» выступят, скорее всего, не выдвиженцы демпартий, не бунтари, зовущие на площадь, а респектабельные кандидаты, у которых за плечами и должности, и опыт работы в системе, и четкие представления о том, как работает современная экономика.
Гипотетический приход одного из них к власти (хотя я бы не исключал белорусский вариант тандема) позволит нам в недалеком будущем обогнать Гондурас. А дальше как карта ляжет.
Шутки шутками. Но на самом деле взгляды того же Румаса и многих людей в правительстве наверняка ближе к воззрениям Бабарико, чем к Лукашенко. Бессменный президент с его классической заботой об «обос…ых» коровах оказался слишком далеко отброшенным от реальности. И в этом главная, на мой взгляд, причина, почему люди из когорты современных менеджеров (без крайностей вроде всех разогнать и отправить на нары) имеют неплохие шансы одержать электоральную победу.
А вот что будет дальше, если это, вопреки мнению большинства политологов, все же случится?
«Я не иду на войну» – так сказал Виктор Бабарико в одном из своих интервью. Можно, конечно, приветствовать миролюбивые настроения бывшего банкира. Они наверняка были бы восприняты позитивно общественностью любой демократической европейской страны. Но, к сожалению, выборы, особенно в Беларуси, это почти война. Не столько даже с конкурентами, сколько с системой, которая играет в свою «считалочку».
И мнение избирателей – история не про белорусские выборы. Во всяком случае, так было на протяжении двух с лишним десятков лет. Есть ли у банкира-математика план, как сломать этот механизм, вывести страну из заколдованного круга? Хочется спросить об этом у самого Виктора Дмитриевича и получить четкий ответ. Да, я понимаю, что план (если он крутится в голове) раскрывать нельзя раньше времени. Но интересен сам факт – есть или нет. Поверьте, это гораздо важнее того, чей Крым или какой у нас будет герб после смены власти.
Скажу откровенно, я не верю в конспирологические теории о том, что Бабарико – ставленник Кремля или во что-то вроде этого. Что он приведет к власти некие пророссийские силы и пр. Все это глупость несусветная. Во-первых, потому что, считаю, нет в Беларуси пророссийских сил, готовых взять на себя ответственность за судьбу страны и, уж, тем более, принести ее на блюдечке Путину и К. Все это миф, созданный, скорее всего, в самом окружении высшей российской власти.
Во-вторых, ситуация в стране уже далеко не та, что была 5-10 лет назад. Спрос на перемены очень велик. И они (перемены) большинство сограждан (слава Богу) связывают отнюдь не с вхождением в состав соседнего государства, слабо развивающегося экономически и находящего на грани политической турбулентности. Дружить, не бросаясь в крайности, да, сливаться в «любовном экстазе» в единый организм – этого на самом деле мало кто хочет.
Как уже сообщил Бабарико, он «всегда надеялся, что оставаться на позициях экономического аналитика и не заниматься политикой, мне удастся до наступления новых времен в нашей стране». Видимо, не дождался. И сейчас он готов встать на одну доску с Владимиром Зеленским, который намедни отпраздновал годовщину своего президентства в Украине. Пока без видимых успехов, но с надеждой на то, что они не заставят себя ждать, ибо к власти пришел не только он сам, но и целая плеяда новых людей.
Неслучайно рейтинг самого Зеленского за год даже укрепился. Кстати, знаете, что между ними – украинским шоуменом и белорусским экономистом и финансистом – общего? Оба они сказали: президент – не вождь, не царь, а наемный менеджер.
Золотые слова, особенно, если их авторы, действительно, так думают. Главное, чтобы само общество созрело до понимания того, что ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное