Политика
Адарья Гуштын, naviny.by

Зачем Гайдукевич снова идет на выборы?

Белорусский избиратель уже привык к тому, что каждые президентские выборы в списке кандидатов есть лидер Либерально-демократической партии.

Сергей Гайдукевич выдвигался в 2001, 2006 и 2010 году. На последних выборах, правда, снял свою кандидатуру и в день голосования пошел в цирк. Еще недавно он заявлял, что «выборов в Беларуси нет».

Naviny.by решили выяснить, зачем Гайдукевич баллотируется снова, и как менялись его политические взгляды за последние 20 лет.

Статкевич: деньги для бизнеса Гайдукевич получил на строительстве дома для офицеров

Сергей Гайдукевич — ровесник Лукашенко. Родился в 1954 году в Минске. Отец Василий был военным, мать Галина — банкир с 40-летним стажем. В советское время возглавляла Минское областное отделение Госбанка, а в 1990-х консультировала Нацбанк. Долгое время работала вместе с Михаилом Чигирем.

По словам Сергея Гайдукевича, он хотел поступать на журфак. «Я много читал, писал стихи. Но отец сказал: поэтом можешь ты не быть, а инженером быть обязан», — вспоминает политик.

По окончанию Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища служил в Прибалтике и Беларуси. С 1982 по 1983 год находился в Ираке. «Чем я там занимался? Как и все в то время — исполнял интернациональный долг. Занимался обучением», — рассказывал он.

После распада Советского союза Гайдукевич получает должность главного специалиста в Управлении безопасности при Совете министров Республики Беларусь.

Участвовал в создании «Народного движения Беларуси», которое объединило 28 политических партий. Соратниками Гайдукевича тогда, к примеру, были коммунисты Сергей Калякин и Сергей Возняк.

По словам бывшего депутата парламента Сергея Наумчика, именно политический блок Гайдукевича был инициатором проведения референдума о статусе русского языка. Однако в 1994 году «Народное движение Беларуси» получило отказ от шести комиссий Верховного совета, а также Министерства юстиции — предложенный вопрос противоречил законодательству.

Сегодня лидер Либерально-демократической партии отрицает, что выступал с такой инициативой.

В Управлении национальной безопасности Гайдукевич проработал два года. В 1994-м он был назначен и.о. председателя Комитета по соцзащите военнослужащих при Совете министров.

Николай Статкевич, который после распада СССР создавал Белорусское объединение военнослужащих, вспоминает, что в середине 90-х Гайдукевич с помощью своей матери получил финансирование на возведение 5-этажного дома для офицеров.

«Начало строительства было затянуто на два года, — говорит Статкевич. — Они начали крутить эти деньги. А через год вернули, но за эту сумму разве что туалет можно было построить. Инфляция все съела. Но именно эти деньги, насколько я знаю, стали стартовым капиталом для бизнеса Гайдукевича».

Лидер ЛДП категорически отрицает эту информацию. По его словам, он входил в состав общественной организации, которая занималась строительством жилья для офицеров, но сам он не занимался распоряжением финансами.

Распад Советского союза Гайдукевич называл «крахом великой страны»

В 1995 году Сергей Гайдукевич оставляет пост председателя координационного комитета «Народного движения Беларуси» и приходит в Либерально-демократическую партию.

Что из себя представляла ЛДП в то время? В начале 1990-х в России набирала обороты Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского, которая имела свои представительства в Беларуси и Украине. Жириновский несколько раз приезжал в Беларусь, где подчеркивал, что цель либерально-демократического движения — «немедленный союз с Россией с единым президентом, в Беларуси должен быть только губернатор».

В 1994-м ЛДП была зарегистрирована в Беларуси. Первым председателем был зоотехник Василий Коровенко, с 1995 года неизменным председателем партии является Сергей Гайдукевич.

Тогда, по сообщениям прессы, около 12% членов партии являлись бывшими сотрудниками КГБ, более 20% — милиции.

В 1994 году Гайдукевич, выступая перед работниками КГБ и МВД, заявлял: «Государство, которое не заботится о работниках спецслужб, не может считаться правовым демократическим государством».

Во вступительном слове к программе Либерально-демократической партии 1996 года он называл распад СССР «крахом великой страны», а день подписания Беловежского соглашения — «незаживающей раной славянских народов». По его мнению, «план США — превратить Беларусь в полуколонию, заполненную войсками НАТО». Тогда Гайдукевич поддерживал идеи Жириновского о восстановлении общей территории с Россией, создании единой валюты.

Сегодня у него прямо противоположная риторика. Гайдукевич все чаще говорит о важности суверенитета, возрождении белорусского языка, а свои выступления заканчивает лозунгом «Жыве Беларусь!».

«Я благодарен Лукашенко за то, что он сохранил суверенитет Беларуси», — заявил он в недавнем интервью.

Что повлияло на такие перемены, политик объяснить не может. Он отрицает, что выступал в защиту Советского союза и объединения с Россией, несмотря на то, что на брошюре с программой ЛДП 1996 года стоит его подпись.

Сегодня роль «объединителя русских земель» в Беларуси исполняет кандидат Николай Улахович.

Гайдукевич неоднократно был в Ираке, но отрицает бизнес-связи с режимом Хусейна

В 2004 году Сергей Гайдукевич стал депутатом парламента. На выборах от ЛДП тогда прошел только он. Однако дисциплинированным депутатом его назвать сложно. По его словам, отсутствовал на заседании по вопросу отмены льгот для студентов — «были дела поважнее».

В 2005-м газета «Народная воля» опубликовала на своих страницах критическое мнение читателя о Гайдукевиче и его присутствии в парламенте. Это возмутило депутата, и он направил письмо, где подробно рассказал обо всех своих достижениях. Редакция опубликовала не только его письмо, но также факс от иракской государственной компании по продаже нефти, в котором утверждалось, что в 2002 году Сергей Гайдукевич должен иракской стороне около 1 млн долларов за получение квот на нефть. По сути, политика ставили перед вопросом о сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна. В материале «Народной воли» указывалось, что в том же 2002 году он присутствовал на дне рождении диктатора. Гайдукевич назвал факс подделкой и обратился в суд.

В суде бывший заместитель партии Александр Работай, который привлекался в качестве свидетеля, косвенно подтвердил факт истребования долга иракской стороной от Сергея Гайдукевича. Он представил суду мандат, подписанный Гайдукевичем, на право вести все переговоры с иракской стороной. А также привел факты о встречах в Ираке и перечислении денег. Одной квотой определялось получение 2 млн баррелей нефти. Для перечисления предоплаты были нужны десятки миллионов долларов. Откуда деньги — главный вопрос в этой истории.

Однако тогда суд встал на сторону Сергея Гайдукевича. «Народная воля» выплатила политику 100 млн рублей, на тот момент около 40 тысяч долларов.

«Сначала я не хотел судиться, — рассказывает Гайдукевич. — У меня были нормальные отношения с Середичем (главный редактор «Народной воли». — Naviny.by). Я несколько раз предупреждал его, писал письма, но он опубликовал эту фальшивку. В МИД подтвердили, что Ирак даже такие бланки не использует».

Газета оказалась на грани выживания — сначала на счету не было необходимой суммы. Потом с редакцией расторгли договор типография и распространители.

Отметим, что «Народная воля» неоднократно предоставляла слово Гайдукевичу. В 2002-м, к примеру, в открытом письме к Лукашенко он писал, что восемь лет его правления «для большинства в нашей стране — это вырванные из нормальной жизни годы, это потерянная молодость и недостойная старость».

Что касается бизнес-связей с Ираком, Гайдукевич и сегодня отрицает эту информацию. «Как председатель партии я приезжал на два-три дня на конгрессы, посвященные поставке лекарств в Ирак. Я никогда не встречался с Саддамом Хусейном, — говорит политик. — На конгрессах рассматривались вопросы, как снять эмбарго и дать возможность не умереть детям. Это было с 1997 по 1999 год».

Гайдукевич хотел сделать тест на отцовство в отношении младшего сына

Возможно, это заключительная президентская кампания для Гайдукевича. По его словам, накануне последнего съезда партии он заявлял, что хочет уйти с поста председателя, но соратники уговорили остаться.

«На коленях просили, — говорит зампредседателя ЛДП Евгений Крыжановский. — Без него здесь сразу все распадется».

Последние годы Сергей Гайдукевич все чаще на публике появляется со своим старшим сыном Олегом. В 2012-м тот ушел в партию с поста начальника РОВД Фрунзенского района в Минске. С чем было связано это решение?

«Я понял, что хочу развиваться дальше и достичь большего, чем дает милиция, — говорит Олег Гайдукевич. — За это время я столько интересного сделал и изучил, начиная с того, что числюсь еще в пяти разных коммерческих структурах, наших».

Названия коммерческих структур Гайдукевич-младший назвать отказался. Известно, что его отец числится помощником в компании «Ганглиан», которая, в частности, владеет рестораном «Мулен Руж» в Минске. За прошлый год доход Сергея Гайдукевича превысил 263 млн рублей.

Но вернемся к Олегу Гайдукевичу. В интервью он подчеркивает, что, будучи сотрудником милиции, не участвовал в разгоне мирных демонстраций.

«Я всю жизнь, почти 20 лет, работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Я посадил много людей за коррупцию и этим очень горжусь. Никаких митингов я в своей жизни не видел. И в форме не ходил, я ходил все время в костюме».

Однако в 2011 году Олег Гайдукевич присутствовал на молчаливой акции протеста у Ледового дворца в Минске. Тогда было задержано несколько десятков человек, в том числе корреспонденты «Нашай Нівы» и TUT.by. Гайдукевич-младший на это отвечал: «Меня это не касается».

У Сергея Гайдукевича есть еще двое детей. Дочь Анна после учебы в Академии управления при президенте поехала по образовательной программе в Австрию, где вышла замуж и осталась на постоянное место жительства. Уже более 10 лет она имеет австрийское гражданство.

Дочь председателя Либерально-демократической партии упоминается в телеграммах, обнародованных Wikileaks, где указано, что через нее Сергей Гайдукевич мог отмывать деньги от торговли оружием.

Лидер ЛДП отрицает и эту информацию. «В Австрии очень строгое налоговое законодательство, это просто невозможно», — говорит он.

Младший сын Сергея Гайдукевича Василий живет в Германии, однако с ним политик не виделся более 20 лет. В 1989 году Гайдукевич развелся с первой женой. По решению суда, старшего сына оставили с отцом, младшего — с матерью. Через некоторое время бывшая жена уехала с ребенком за границу, вышла там замуж. По словам Сергея Гайдукевича, ему запрещали видеться с ребенком.

«Я предлагал сделать тест на отцовство, но они отказались», — говорит политик. На вопрос, признает ли он младшего сына, Гайдукевич отвечает: «Судите сами: я был готов пройти этот тест. Не захотели они. Если бы ребенок хотел увидеть отца, он бы с ним встретился».

Старший сын Олег, по его словам, поддерживает связь с братом по телефону. На него у лидера ЛДП большие надежды: «В 90-х в Беларуси было только три политика с харизмой — Лукашенко, Пазьняк и Гайдукевич. А сейчас я увидел еще одного — это мой сын».

Сергей Гайдукевич живет в деревне Семково под Минском. По его словам, в конце 1993 года он купил земельный участок и недостроенный дом за 22 тысячи долларов. Немыслимая сумма по тем временам — зарплата премьер-министра Вячеслава Кебича тогда была 80 долларов в месяц!

Двухэтажный кирпичный дом площадью 155 квадратных метров, а также баня, беседка и гараж зарегистрированы на супругу политика Аллу Гайдукевич.

В декларации за прошлый год она указала более 238 млн. рублей. Доходы получены от зарплаты и сдачи в аренду недвижимости. В собственности у Аллы Гайдукевич находится не только жилой дом в деревне Семково, но также три квартиры в Минске и автомобиль Renault Duster, 2013 года выпуска.

На прошлых выборах Центризбирком не давал Гайдукевичу даже 5%

В 2012 году Гайдукевич принял решение не выдвигать свою кандидатуру на парламентских выборах, хотя в целом члены его партии достаточно активно участвовали в той кампании.

«Почему не баллотировался Гайдукевич? А зачем? Чтобы мне после выборов сказали, что за себя проголосовал я сам, моя жена и дети? — заявлял он в прессе. — В Беларуси есть выбор, но нет выборов».

В этом году, похоже, Гайдукевич снова сменил свое мнение. На выборах она рассчитывает стать вторым.

«Для меня участие в выборах — это как в России. У Жириновского и Зюганова ведь не спрашивают, зачем они участвуют в выборах, хотя понятно, победит Путин».

Пикет в поддержку Гайдукевича в 2015 году

В 2006 году, кстати, после проигрыша на выборах Гайдукевич получил должность специального представителя при Министре иностранных дел. Быть частью системной оппозиции, похоже, вполне устраивает лидера ЛДП. Хотя со званием «спарринг-партнера Лукашенко» Сергей Гайдукевич не согласен: «Гайдукевич никогда не был спарринг-партнером. Сильного человека всегда хотят ужалить, обидеть. Я всегда был соперником Лукашенко».

На президентских выборах в 2001-м, по данным Центризбиркома, за него проголосовало менее 3%, в 2006-м — 3,5%.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)