За что я люблю немецкую бюрократию
Везде принято ругать бюрократов. Многие из тeх, кто хоть раз сталкивался с оформлением шенгенской визы или документов на машину, сразу же закатывают глаза, когда речь заходит о Германии.
Тем не менее немецкая бюрократическая «машина» работает четко, если проштудировать правила и следовать инструкции. Более того, как показал личный многолетний опыт, чиновники в Германии часто идут навстречу и проявляют даже большую гибкость, чем их белорусские коллеги. И взяток не берут.
Мы, белорусы, в основной массе своей законопослушные и организованные люди. Возможно поэтому нас, в отличие от других «братских» народов, меньше раздражают немецкие правила и законы. Так думала я, закончив свой «бюрократический» забег и осев в Германии.
То, что немецкое законотворчество намного более рафинировано, чем я себе это представляла, стало ясно в один из солнечных выходных дней, когда муж решил взять меня на рыбалку.
«Лучше бы он футбол любил», — тоскливо подумала я и покорно начала грузить в машину удочки, стульчики и массу сопутствующих вещей, названия которых не знаю ни на одном языке. Мы уже выехали за ворота, когда выяснилось, что придется вернуться.
— Я забыл документы и ручку, — сообщил мне муж.
На мой немой вопрос супруг перечислил документы, без которых на рыбалку никак: удостоверение рыбака, сертификат-разрешение на вылов рыбы, водный кадастр разрешенных мест для вылова рыбы, членский билет местного клуба рыболовов-любителей, краткая памятка законов и правил клуба, карточка регистрации улова и, самое главное, ручка.
Фото из личного архива
На мой наивный вопрос: «А ручка зачем?» — последовало обескураживающее: «А вдруг мы рыбу поймаем?»
Позже мне открылась вся глубина моего невежества. Всю пойманную рыбу мы обязаны немедленно протоколировать. Некоторые экземпляры нужно сразу же выпустить обратно, а тот улов, который можно забрать, тоже строго регламентируется. В зависимости от вида, времени года и размера пойманной рыбы рыбаку придется довольствоваться в день одной, двумя или даже (гулять так гулять) тремя рыбками так называемых ценных пород. А если бы в Эльбе водилась форель, оставить себе можно было бы только одну такую рыбину.
Пока я решала, что лучше взять: одну щуку и двух карпов или одного карпа и две щуки, выяснилось, что мне живую рыбу в руки вообще брать нельзя. Сначала нужно посетить недельный курс, сдать письменный и устный ЭКЗАМЕН и получить удостоверение рыбака. Это как водительские права. Я смеялась всю дорогу, пока не выяснила, сколько стоит это удовольствие.
За курс и экзамен придется заплатить около 120 евро. Само удостоверение стоит еще 60 евро на 5 лет или 275 евро без ограничения по времени.
Но даже после этого ловить рыбу еще нельзя. Разрешение на вылов нужно получать отдельно для каждого водоема (от 5 до 25 евро в день) или вступить в местный клуб рыболовов, тогда всего за 85 евро в год можно удить во многих окрестных водах.
Причем все это придется проделать, даже если вы владелец небольшого озера в собственном поместье. Более того, в этом случае вам еще потребуется предоставить план хозяйственного использования водоема и вести статистику. Цены и условия различаются во всех 16 федеральных землях.
Рыбу я распугала своим смехом еще на подъезде к воде, пока читала экзаменационные вопросы (муж время от времени принимает экзамены, поэтому в машине завалялся экземплярчик). Среди них были такие жемчужины, как: «При какой температуре плотность воды максимальна?», «Сколько чешуек у рыбы Х по правому боку?» ну и, конечно, «К какому виду растений относится уруть?».
Вы не знаете, что такое «уруть»? Забудьте про рыбалку. Возможно, в каком-нибудь глухом местечке вам повезет и ни полиция, ни контролеры из рыболовной конторы ваши документы не проверят, но лучше, конечно, так не рисковать, если не хотите нанести достаточно серьезный урон семейному бюджету.
Не надо считать немцев идиотами. Они сами над этим смеются. В большинстве европейских стран таких экзаменов нет. Многих возмущает стоимость всех этих разрешений.
С другой стороны, если почитать немецкие форумы рыболовов, большинство поддерживает существующую систему контроля. Да-да, я и сама не ожидала, что голосов против будет так мало, когда ради интереса погуглила.
Брутальные немецкие мужчины разного возраста, из совершенно разных социальных классов сходятся в одном — экзамен должен быть. Их аргументы «мы ведь животных ловим, а не сувениры собираем» можно обобщить одним предложением: с живым нужно обращаться бережно и не причинять боль даже по неосторожности. Для того, чтобы любой с удочкой не творил, что ему в голову взбредет и не мучал животных бесцельно, нужно учить и объяснять. Даже то, как быстро и гуманно убить рыбу.
Люблю я все-таки немецкую бюрократию…
Читайте еще
Избранное