Комментарии
Вадим Ливнев

За что Минск наказывает Москву

Нефтегазовый конфликт между Беларусью и Россией вышел на новый уровень. В начале октября свой удар нанес МАРТ.

В первый день наступившего месяца стало известно, что белорусское Министерство антимонопольного регулирования и торговли с 11 октября в полтора раза поднимает тарифы на транзит российской нефти через нашу страну.

По расчетам «Коммерсанта», плата за транзит российской нефти через Беларусь составляет 10 миллиардов российских рублей в год (около 160 миллионов долларов), и теперь может вырасти в полтора раза. Такая вот дорогая выходит «Дружба» (одновременно название путепровода, по которому качают «черное золото», и политического проекта, реализуемого руководством двух стран).

История очередной «братской» драчки выглядит примерно так.

В результате снижения мировых цен на нефть руководство Беларуси захотело покупать газ дешевле, чем предусмотрено действующим контрактом. Однако Россия пойти на уступки отказалась.

«Ах так!» – сказали в Минске, и с января начали платить «справедливую цену», которая чуть ли не вполовину меньше контрактной. В результате сейчас, по расчетам россиян, долг Беларуси, который она не признает и выплачивать не собирается, составляет около 300 миллионов долларов.

«Ах так!» – сказали в Москве, и с июля сократили поставки нефти в Беларусь.

«Ах так!» – сказали в Минске, и с октября повышают тарифы на транзит российской нефти.

Кто моргнет первым, сказать сложно. В принципе, Россия потихонечку идет на условия Беларуси, меняя формулу ценообразования на будущее в пользу последней (расценки на газ для Беларуси будут привязаны к его стоимости на внутрироссийском рынке плюс повышающие коэффициенты, зато в рублях).

Однако Минск настаивает на том, чтобы по таким правилам рассчитывалась оплата газа уже с начала 2016 года. На это Москва пока пойти не готова. Поэтому руководство Беларуси решило повысить ставки – в данный момент, на транзит нефти.

Комментируя сложившуюся ситуацию «Газете.Ру», эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что Александр Лукашенко ведет рискованную игру:

«Он избрал политику кнута, а это очень опасно в первую очередь для самой Беларуси, так как России это может воспринять как попытку пойти путем Украины. И это может привести к тому, что экономический конфликт перетечет в политический и в отношениях стран наступит серьезный кризис».

Впрочем, ситуация не выглядит однозначной. Пока речь идет, в основном, о том, что первопричиной конфликта стало игнорирование официальным Минском газового контракта. Однако в публичном пространстве очень мало говорится о нарушении Кремлем контракта политического.

Россия претендует на роль то ли регионального, то ли даже мирового лидера. С этой целью она затеяла ряд интеграционных проектов. В первую очередь, речь идет о Евразийском экономическом союзе, но от так называемого союзного государства с Беларусью тоже никто не отказывается.

За такие геополитические удовольствия положено платить. Собственно, Россия это и делала на протяжении многих лет. Однако сейчас нефтегазовый грант, предоставляемый Беларуси, скукожился, по понятиям Лукашенко, до размеров мелкой подачки.

Это можно было бы объяснить экономическими трудностями, переживаемыми Россией. Однако у неё хватает денег на «войнушку» в Сирии, где уже, по самым скромным подсчетам, потрачен миллиард долларов. Значит, и на «дружбу» с Беларусью средства должны найтись.

Поэтому Минск, наказывая Москву , действует в рамках той логики партнерства, на которую она давно сама подписалась. Сейчас Кремль пожинает плоды собственной политики и обижаться ему, кроме как на себя, не на кого.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)