Юрий Соломин: «Известность сейчас легче купить, чем заработать»
На протяжении нескольких десятков лет Юрий Соломин занимает руководящие посты. Он был министром культуры и много лет руководит Малым театром. В интервью режиссер и общественный деятель рассказал, что он подарил английской королеве, как реагировал на козни со стороны завистников и почему сегодня идут в артисты.
— Юрий Мефодьевич, в
театральной истории не так много примеров того, чтобы театром руководил один
человек на протяжении многих лет. В чем секрет вашего случая?
— Наверное, в том, что я не рвался к власти. Еще на первом
собрании сказал своим коллегам, что если я их не устрою в качестве
художественного руководителя, то они вольны меня переизбрать. Сказал и ушел в
свой кабинет, не стал даже смотреть: кто, как голосует. Зачем? Я не хочу знать:
кто, что обо мне говорит. Тем более что я и так это пойму по выражению лица,
глаз, по интонации…
Наша профессия способствует обострению интуиции, я чувствую,
кто и как ко мне относится. Я не хочу всем одинаково нравиться, да это и
невозможно. Даже когда мне говорят что-то приятное, я иногда думаю про себя,
как Станиславский: «Не верю!», или «Верю!».
— Если бы вы вновь
стали министром культуры, как в 1990— 1992 годах, какие решения приняли бы в
первую очередь?
— Не скажу, поскольку публика сочтет, будто я снова хочу в
министры. Я не хотел этого и раньше. А сейчас по этому поводу говорю определенно:
«Ни-ког-да не вернусь в эту должность».
— Почему вы сами
оставили министерский пост?
— Слили в единое учреждение Министерство культуры и
Министерство по туризму. Комментарии, как говорится, тут излишни.
— Вас предупредили
заранее об этом слиянии?
— Я знал, что готовится такой акт, боролся против. Об этом,
как уже о свершившемся факте, я узнал из сообщения по радио, по пути в
министерство. Сразу развернул машину и больше туда не возвращался.
— От каких
собственных решений в тот период у вас осталось удовлетворение?
— Прежде всего от того, что удалось отстоять детские
музыкальные школы, которые собирались закрыть, оставив частично платными и
большинству недоступными. По этому поводу я сказал, что тогда не надо
удивляться, что у нас не будет отечественных лауреатов международных конкурсов.
Это все равно, что удивляться: почему пропало у коров молоко после того, как
перестреляли всех воробьев. Музыкальные школы работают для детей до сих пор.
При мне из бюджета на культуру стало выделяться 2% денежных средств. Мало? Но
сейчас и этого нет.
— Многие в тот период
надеялись, что вам удастся сдвинуть положение в сфере культуры в лучшую
сторону…
— Так думали не все. Некоторые говорили: «Артист — в
министры? Да что он понимает в культурной политике?»
Народный артист, режиссер, художественный руководитель
огромного коллектива, кто же, как не он, знаком с ситуацией «изнутри» в
культуре. Я старался не обращать внимание на всевозможные козни и с головой
погрузился в министерские дела. Тогда, кстати, мне удалось отменить указ,
который обязывал театры давать по 500 спектаклей в год. Только артист и
режиссер могут сразу понять всю абсурдность этого постановления: когда же
репетировать и что это будут за спектакли?
— Вам не раз
приходилось преодолевать препятствия не только в период министерства. Слышала,
к примеру, что в молодости вас 6 раз не утверждали на главную роль в фильме
«Адъютант его превосходительства».
— Тогда был в моде тип простого, открытого,
бескомпромиссного героя-борца. На главную роль искали блондина со светлыми
глазами. Для такого ярко социального амплуа я явно не дотягивал по своим
внешним данным лирического героя. Мою кандидатуру отвергали раз за разом, но я
был настойчив. И наконец режиссер фильма Евгений Ташков разглядел во мне те
качества, которые искал в других. Он категорически отказался снимать фильм,
если в главной роли не утвердят Соломина.
— Почему последние
годы вы так редко балуете своих поклонников новыми ролями?
— Много играть я уже физически не успеваю, поэтому снимаюсь
последнее время в небольших ролях. Скоро должен выйти на экран новый фильм
режиссера Олега Погодина под рабочим названием «Родина ждет— 2».
— Значит, вы
снимались и в «Родина ждет-1»?
— Снимался, но не доснимался, заболел, хотя мне очень
нравится работать с этим режиссером. У него на площадке всегда весело и
комфортно, легко, он никогда «не насилует» актера.
— А как вы сами с
артистами в подобной ситуации?
— Я вспыльчив, бывает, что кричу, иногда «убить готов», но
отходчив.
— Насколько в театре
вы сейчас активны в роли режиссера?
— В основном в театре теперь я «затыкаю дырки» в репертуаре,
когда другие режиссеры (часто приглашенные со стороны) обманывают, не исполняют
своих обязательств. Последняя моя работа: «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого.
— Вы, как и ваша
супруга Ольга, педагог театральных училищ. На ваш взгляд, зачем сегодня идут в
артисты?
— Я все время задаю студентам этот вопрос. Говорю им, что
ведь у нас в театре не разбогатеешь, да еще и душу придется потрепать. И надо
быть готовым к тому, что всю жизнь можешь объявлять только «Кушать подано». А
известность сейчас легче купить за деньги, чем заработать в театре, — это всем
понятно. И надо тысячу раз прежде, чем поступать, подумать, силы свои
рассчитать.
— Сейчас студенты
читают классику на экзаменах?
— У девушек в моде Ахматова, у ребят — Блок, очень редко
Пушкин. Твардовского, Симонова не читают совсем, а жаль. Из прозы бывает
Шукшин, иногда Распутин. Горького практически не читают, Толстого — очень
редко. Я очень удручен тем, что студенты не знают русскую классику. К нам
поступают ребята 15—16 лет, и подчас они нечетко представляют себе, кто написал
«Муму». Бывает, что путают это произведение с «Каштанкой». Почему так происходит?
Я думаю, это печальный результат введения ЕГЭ по литературе. Нам приходится
многих наших студентов сначала учить русской литературе, а потом уже актерскому
мастерству.
— Вы, оказывается,
еще и знакомы с двумя королевами…
— И с одной принцессой. Английская королева устраивала у нас
светский прием, встречу с президентом в стенах нашего театра. Мы долго ломали
себе голову над тем, чтобы ей подарить на память. И решили, наконец, что это
будет палех, шкатулка с изображением Малого театра. Когда, прощаясь, я
преподнес ей наш сувенир, то обратил внимание на то, что у королевы, всегда
такой сдержанной, на секунду изменилось выражение лица, поднялись брови. Потом
она сдержанно поблагодарила и села в машину. Тут ко мне подходит человек из ее
«свиты» и на чистом русском языке спрашивает: «Откуда вы узнали, что королева
коллекционирует шкатулки?» Конечно, мы об этом и не догадывались. А через месяц
от королевы пришла посылка. Там был ее большой портрет с автографом, который
теперь висит у меня дома.
— А чем вам запомнилась
королева Нидерландов?
— Это очень веселая и жизнерадостная женщина! Всегда
улыбалась. И по моим наблюдениям, ей очень понравилась русская кухня. А когда
наш театр был на гастролях в Японии, то на один из спектаклей «Вишневого сада»
пришла японская принцесса. По окончании она вместе со своей сестрой зашла
поблагодарить (что делают далеко не все из знатных особ). Они оставили
впечатление о себе, как об очень вежливых и воспитанных женщинах. Вообще, все
они — обыкновенные люди, такие же, как и мы.
— Для зрителей вы
всегда были и останетесь прежде всего любимым артистом? Какой ответ в этом
случае вам подсказывает ваш «внутренний Станиславский»?
— Он говорит мне: «Не знаю» (улыбается).
СПРАВКА
Актер и режиссер Юрий СОЛОМИН родился 18 июня 1935 года в Чите.
В 1957 году окончил Театральное училище им. Щепкина и стал актером
академического Малого театра.
С 1961 года преподает в Театральном училище им. Щепкина, с
1980 года — профессор.
В кино снимается с 1960 года. Особую популярность ему
принесли роли в фильмах «Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала»,
«Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Сны о
России», «ТАСС уполномочен заявить...».
С 1980 года режиссер, а с 1988-го — художественный
руководитель Малого театра.
В 1990—1992 годах Юрий Соломин был министром культуры
России. Президент Ассоциации русских драматических театров. Возглавил созданную
в апреле 2008 года Ассоциацию старейших театров России. Народный артист СССР
(1988) и Киргизии. Лауреат Государственной премии России (2001), лауреат премии
«Золотой Овен» за выдающийся вклад в развитие отечественного кино.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное