Является ли помилование Сапеги сигналом Западу?
Помилование Софии Сапеги сопровождалось пиар-эффектами, которые породили вопросы у многих.
Больше всего бесятся по поводу освобождения гражданки РФ российские имперцы. Особую ярость у них вызвало то, что экс-политзаключенную встречал у ворот тюрьмы целый губернатор Приморского края Олег Кожемяко (да не просто встречал, а выложил у себя в телеграм-канале трехминутный «мимимишный» сюжет об этом),
Главред Russia Today Маргарита Симоньян разразилась целой серией вопросов:
«Встречать ее ажно целой губернаторской делегацией? Пожимать руки, еще и под кучу камер и микрофонов? Вот это зачем?
Всем героям СВО в крае уже пожали руки? Всем пожарным, многодетным матерям, заслуженным учителям — далее по списку? Все действительно заслуженные граждане уже удостоены такой чести?
Что мы хотим таким образом сказать? Попытайся устроить революцию в Союзном государстве — и будет тебе почет, слава, телеэфиры и рукопожатие губернатора? Целеполагание в чем?
Кто-нибудь видел, чтобы у нас так встречали медсестричку из украинского плена, например?..»
Публицист Дмитрий Ольшанский скорбно констатирует:
«Тот факт, что помилованную Лукашенко майданщицу Сапегу принимала делегация из России во главе с губернатором (хорошо хоть не с министром и почетным караулом) – это еще одна, стомиллионная иллюстрация все того же старого тезиса.
Становясь в России либералом-западником, вы автоматически повышаете свой социальный статус и поднимаете свой ранг в глазах государства, которое вроде бы ведет с вами борьбу…
Даже в тюрьме такой человек становится пленным рыцарем, а не обычным побитым холопом».
Впрочем, ларчик этот открывается с другой стороны: у Кожемяко на носу выборы в Приморье. При всей условности этого процесса в современной России самые разные поводы засветиться в преддверии голосования руководитель Приморья считает нелишними. В данном случае он еще и утер нос российскому МИДу, который не смог (не захотел?) помочь гражданке РФ.
В то же время, помиловав Сапегу, Лукашенко вольно или невольно поставил на повестку дня вопрос: а что с другими политзаключенными, включая знаковых персон?
Увы, делать далеко идущие выводы из освобождения россиянки не стоит. Это точно не знак начала оттепели.
С высокой долей вероятности процесс помилования выглядел примерно так. Приехал Кожемяко, стороны хорошо поговорили «по понятиям», а по ходу дела губернатор замолвил словечко за землячку (Сапега родом из Владивостока). Лукашенко, будучи в хорошем настроении, пожаловал «боярину с царского плеча шубу»…
Эта версия не отменяет того, что постфактум случившееся может использоваться в качестве очередного сигнала Западу о готовности к новому «танцу». Мол, если приехать к Лукашенко и поговорить «по-человечески», он, глядишь, еще кого-нибудь отпустит.
Проблема режима в том, что из желающих пообщаться с правителем Беларуси и рискнуть своей репутацией очередь не выстроилась. Слишком много дров наломал Лукашенко, даже если начинать отсчет с 2020 года. На данный момент расклад таков: чтобы серьезный разговор с властями страны возобновился, им придется делать существенно более серьезные шаги, чем помилование Сапеги.
Читайте еще
Избранное