Является ли КГБ угрозой для Лукашенко?
Этим вопросом задается военный эксперт Александр Алесин в тексте на naviny.by.
Фото Sputnik
– Последние задержания высокопоставленных чиновников, в том числе силового блока, заставили некоторых комментаторов заговорить, что Комитет государственной безопасности может превратиться во всесильное ведомство.
Как полагают эксперты, придерживающиеся такой точки зрения, свидетельством роста могущества КГБ является задержание — по официальной версии, за взятку — заместителя государственного секретаря Совета безопасности Андрея Втюрина (ранее возглавлявшего Службу безопасности президента).
Раз уж щупальца КГБ дотянулись до Совбеза, рассуждают отдельные комментаторы, то нет никаких гарантий, что влияние этого ведомства не возрастет до опасного для государства уровня. Вплоть до попытки захвата власти.
Однако другие наблюдатели считают эти опасения преувеличенными: не похож Александр Лукашенко на человека, который безоглядно доверяет только одной организации, обеспечивающей государственную и его личную безопасность.
Да, КГБ — это спецслужба с сильными возможностями, но она находится в руках президента. И только он определяет границы полномочий и степень влияния этого ведомства. На случай, если КГБ попытается взять на себя лишнее, в силовом блоке создана система сдержек и противовесов.
Один из механизмов — это поддержание традиционного соперничества между КГБ и МВД (которое тоже замкнуто непосредственно на президента). МВД — самая крупная силовая структура в государстве, имеющая в своем составе помимо милиции внутренние войска и спецподразделения.
Немаловажно и то, что нынешний руководитель МВД Игорь Шуневич в свое время работал начальником следственного управления КГБ. И в полной мере осведомлен о структуре и механизме функционирования этой организации.
Кроме того, нельзя забывать и о наиболее близком к Лукашенко силовом подразделении — Службе безопасности президента. Ее влияние и возможности существенно больше того, что можно было бы предположить, исходя только из названия. В СБП имеются и силовая, и аналитическая составляющие.
К числу силовых ведомств справедливо будет отнести и Государственный пограничный комитет, в состав которого входят служба активных мероприятий и агентурная составляющая.
Определенной гарантией от «самодеятельности» структур силового блока стала передача от них Следственному комитету функций следствия.
И, конечно же, нельзя забывать и о Генеральной прокуратуре, которой (пусть во многом и формально) принадлежат высшие надзорные функции за соблюдением законности в стране.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное