Общество

Марина Михайлова

«Я записана после 1000-го номера – это примерно начало апреля»

Как самоорганизовываются белорусы: тетрадочка с номерами, ночные дежурства и переклички. Посмотрели лично, что происходит в Минске с апостилем.

Массовый отъезд белорусов с родины продолжается. И похоже, в 2022-м эта волна даже больше, чем в предыдущие два года. Официальные органы, оформляющие подтверждения документов за границей, еле справляются с наплывом желающих.

С 10 марта по всей стране приостановливали прием документов на апостиль, объяснив это «техническими неполадками», а спустя полторы недели, после возобновления приема, размер госпошлины за услуги подскочил в 10 раз (как и цена на некоторые услуги нотариусов). Корреспондент «Салідарнасці» посмотрела, что происходит у МИДа в эти дни.

…Основная проблема — в том, что документы на апостиль принимают лишь несколько официальных госорганов» главные управления юстиции Минского городского и областных исполкомов, департамент контроля качества образования Минобра, главное консульское управление МИД и департамент по архивам и делопроизводству Минюста. К тому же временное окно для подачи бумаг — всего 2-3 часа в день, а люди приезжают со всей страны.

В управлении юстиции облисполкома на Либкнехта, 68 очередей нет вовсе. Но здесь и оформляют только бумаги из судов, архивов и от нотариусов

— Мы оформлялись в конце февраля, — рассказывает минчанка Юлия, которая вместе с семьей уже выехала из Беларуси. — Три дня муж приходил к шести утра и оказывался сто каким-то в очереди, не попадая на прием, после чего еще сутки мы фактически жили в машине неподалеку и дежурили, сменяя друг друга, чтобы не пропустить очередь.

Я себя считала человеком закаленным: когда оформляли старшей дочке абонемент в бассейн, пришлось тоже поночевать под стенами. Но, как выяснилось, ночь на улице в августе и в феврале — две большие разницы. В итоге, конечно, все получилось, и сейчас я вспоминаю этот трэш просто как забавный эпизод: смотрю на фото очередей возле МИДа и тихонько радуюсь, что мы уже не там.

Проще всего, говорят белорусы, которые оформляют документы на апостиль сейчас, дело обстоит с Мингорисполкомом. Большой очереди ни на прием, ни на выдачу, как мы сами убедились, в последние несколько дней здесь нет.

— Дипломы в Минобразования я заверила со второй попытки, — говорит одна из собеседниц «Салідарнасці». — Просто в первый день была после девяти утра, там стояло на улице человек 50, поняла, что не успею, поэтому назавтра приехала к шести, и за четыре часа справилась.

С МИДом все сложнее: сначала, увидев размеры очередей, подумала, что проще будет заплатить еще немного денег и сделать через агентство. Но оказалось, не проще. Мне назвали сумму в 20 рублей за каждый документ и предупредили, что ждать примерно неделю — а потом в консульском управлении отменили отдельный прием для юрлиц, и все, в агентстве развели руками.

В другой конторе недавно заявили, что за каждый документ нужно доплатить уже 50 рублей, а у меня их целая пачка — свидетельства о рождении на всех членов семьи, свидетельства о браке, справки о несудимости — в общем, выходит сверху 500 рублей. Так что я плюнула и пошла опять в очередь у МИДа: записалась после 1000-го номера, это примерно начало апреля.

Очередь на выдачу апостиля 24 марта

…Днем у консульского управления живая очередь — это те, кто уже получает оформленные документы, их человек пятьдесят и на первый взгляд все кажется не так уж страшно. Пока не натыкаешься взглядом на неуместный, а оттого особенно заметный посреди двора деревянный стул, где лежит папка с бумагами.

Тут практически круглосуточно дежурят волонтеры: проводят переклички, записывают новеньки» и объясняют алгоритм действий. Отдельно лежат распечатки на английском с пояснениями для иностранцев. Девушка впереди записывается 1067-й и чуть нервно посмеивается на совпадение номера с датой основания Минска.

То, что на первый взгляд кажется дичью и «совковым» архаизмом — тетрадочка с номерами, ночные дежурства и переклички — на самом деле, очередной пример самоорганизации белорусов vs система.

Егор приезжает из Гомеля уже второй раз.

— Всего второй, — поправляет меня молодой человек. — В первый раз я приехал, как раз когда какой-то умный человек, дай ему Бог здоровья (это без иронии вообще), придумал как-то упорядочить очередь, чтобы люди не стояли бесцельно сутками, правдами и неправдами отпрашиваясь с работы. Я один раз приехал, узнал, что в день проходит всего 60-70 человек, записался — был ближе к 300 номеру. Вчера попросил за меня знакомую побыть на перекличке, а сегодня ночью уже приехал и встал в живую очередь, утром подал документы, теперь уже все, забираю.

Конечно, жаль, с одной стороны, что не успел сделать, когда это стоило на порядок дешевле, а с другой, очень рад, что меньше головной боли и мотаний туда-сюда через всю страну.

Помимо записи «в ручном режиме», волонтеры создали специальный чат в телеграм, где стараются оперативно прояснять все вопросы по оформлению документов. Например, многие не знают, что свидетельство о рождении старого образца «из СССР» нужно поменять на новое, чтобы апостилировать, или о том, что заламинированные документы не принимают, или о том, что подпись на ВУЗовском дипломе должна быть оригинальной, не факсимиле, и т.д.

На утро 25 марта в чате состояли уже почти 2000 человек

— Конечно, хватает споров, — говорит минчанка Катерина, сама узнавшая о чате три дня назад. — Приходят новички и начинают возмущаться, а зачем ночные дежурства, если есть номерки, а я приеду ночью и встану у дверей, что вы мне сделаете…

Но абсолютное большинство понимает, что стиль гопника в общении неуместен, дело во взаимоуважении и взаимопомощи: кто-то заболел или заболел ребенок, или из другого города не смог приехать вовремя отметиться — предупреждает заранее, просит администраторов, ему идут на встречу; кому-то стало плохо в очереди и человек не смог попасть в свой день — его обязательно пропустят назавтра первым, сейчас вот подсказали, что нужно обязательно брать маски.

Знаете, может, странно прозвучит, кажется, очереди — пережиток прошлого. Но, с другой стороны, это доказательство, что чиновникам из МИДа, из образования — им всем все равно, а нам нет. Я очень благодарна ребятам, которые это сделали, и горжусь белорусами, которые не дают системе превратить нас в толпу, в стадо, дерущееся за очередь, — подытоживает девушка.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(36)