«Я смогу открыто говорить о фальсификациях или не допустить их»
Татьяна Гацура-Яворская — о том, что нужно сделать, чтобы дать «зеленый свет» честным выборам.
Татьяна Гацура-Яворская. Фото из личного архива
Жительница деревни Семково Татьяна подала в Логойский райисполком заявления десяти односельчан о выдвижении ее в участковую избирательную комиссию.
— Хочу, чтобы подсчет голосов на моем избирательном участке происходил честно, поскольку знаю, что так не происходит уже десятки лет — в избирательные комиссии назначают зависимых от власти людей и заставляют выдавать нужные цифры, — объясняет «Салiдарнасцi»мотивы своего поступка Татьяна Гацура-Яворская. — Я не работаю на госслужбе или в госучреждении, поэтому считаю, что смогу открыто говорить о фальсификациях или не допустить этого.
Татьяна решила выдвинуться в участковую избирательную комиссию путем сбора подписей избирателей, а не от партии или общественной организации.
— Это самый честный способ — ты идешь к людям на твоем участке, и они доверяют тебе считать голоса, ты получаешь их согласие «глаза в глаза», а не попадаешь в эту комиссию непонятным для них способом. Ведь большинство понятия не имеют, что и как по Избирательному кодексу можно сделать. Мы как будто отдали весь этот процесс государству и важно восстанавливать эти связи с простыми людьми, которые не в партиях, не в общественных организациях, идти к ним и вовлекать их в эти процессы.
Собеседница отмечает, что никто из тех, кто подписался за ее выдвижение, не верит в результаты подсчета на прошлых выборах.
— Некоторые говорили, что все равно не пойдут на выборы, потому что не верят, что один член комиссии что-то изменит, но никто не отказал в подписи.
По словам Татьяны, в Логойском исполкоме ее встретил мужчина, который сопровождал ее по кабинетам, присутствовал при регистрации, посмотрел заявление и что-то проверял в своем телефоне. Он представился не сразу, только после того, как Татьяна попросила это сделать. Оказалось, он юрист исполкома.
— Вопросов не задавали, кроме одного — местный ли я человек. Да, я живу на территории участка, куда подавалась в комиссию, теперь жду ответ. Всем, кто меня выдвинул, я сообщу результат.
В случае отказа Татьяна не исключает, что обжалует его.
— На выборы, скорее всего, не пойду, тем более, если откажут и другим претендентам по стране — это значит, что все посчитают, как обычно, и смысла никакого нет.
— Можешь сравнить эту президентскую кампанию с предыдущими? Что изменилось, на твой взгляд, в обществе?
— Я не аналитик, но вижу, что очень много не активных ранее людей включились в работу, вместо «профессиональной» оппозиции власти оппонируют авторитетные люди, и это хорошо. Да, есть риск, что все закончится, как всегда заканчивалось, и у людей будет разочарование и апатия.
Но в таком случае я лично задаю себе вопрос: ты хочешь, чтобы выборы прошли с известным результатом и тихо, или с известным результатом, но с явным сопротивлением и консолидацией части общества, которое тяжело будет скрыть пропагандистам БТ?
Даже если будет известный результат, своей активностью мы расшатываем убеждения некоторых про реальность 83%, и самое важное, развенчиваем стереотип «всех все устраивает».
Помню, как на встрече с политологом, преподавателем Киево-Могилянской академии, один из белорусов сказал: «Ну, вот у вас прошла Оранжевая революция, столько надежд, а все закончилось печально, у вас не получилось». На что эта умнейшая женщина ему ответила: «Ну почему же не получилось? У нас ПОКА не получилось».
Я бы хотела, чтобы в обществе изменилось настроение с «ничего не получится» на «пока не получилось», и тогда все обретает новый смысл.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное