Главное, что не стало хуже. Конечно, это плохая привычка — сравнивать с худшим, но объективно, и для всей страны, и для меня лично, год сложился хуже, чем мечталось, но гораздо лучше, чем могло бы быть.
«Хуже, чем мечталось, но гораздо лучше, чем могло бы быть»
Каким запомнится 2023-й? «Салідарнасць» спросила у беларусов, находящихся в стране и за ее пределами.
Под конец года принято подводить его итоги и строить планы на будущее. Загадывать, чтобы завтра стало лучше, чем вчера, кажется безосновательным оптимизмом, и все же — может, у кого-то сбылись прошлогодние желания?
«Чувствуется, что немного отпустило всех»
Петр (имена всех собеседников изменены по их просьбе — С.), житель районного центра на Витебщине, ненадолго задумывается, а после с удивлением отмечает, что год был «пожалуй, самым стабильным за последние лет десять»:
— Если говорить о личных событиях, в этом году впервые за довольно долгое время удалось выбраться в отпуск именно в таком формате, как мне нравится, побывать в тех местах Беларуси, где давно хотелось.
В экономическом смысле тоже сложилось неплохо: пока ИП «недодушили», у меня есть работа, и есть пусть небольшой, но доход и финансовая независимость от государства. Удалось отложить денег и, если все сложится удачно, следующий Новый год будем встречать пусть и в кредитах, ремонтах и благоустройстве, но в своем доме, а не на съемной квартирке.
Была, правда, отдельна эпопея с тем, что в середине года серьезно заболел (вообще, может, заболел и раньше, но обнаружили только в этом году, и поскольку болячка хроническая, теперь приходится следить за анализами, диетой и вот это все). Это негатив, да — но вспоминается он все же не первым в череде событий.
Я в определенном смысле счастливый человек: дома нет ни телевизора, ни времени на постоянный мониторинг новостей в интернете, поэтому я в курсе происходящего в Беларуси и в мире трэша, но не настолько погружен в повестку, чтобы не спать ночами. Это, по моим наблюдениям, вообще характерно для беларусской провинции: в небольших городах люди варятся в своих местных кастрюльках, и если бы никто (выразительно кивнем в сторону России) не лез, было бы вообще неплохо.
Впрочем, по работе Петр достаточно часто бывает в областных центрах и столице — и говорит, что там атмосфера также гораздо более позитивная, чем год назад:
— После 2022-го, когда началась война, и у всех шок, и весь год было тягостное тревожное ожидание, что вот-вот беларусская армия в этом начнет участвовать, и избежать мобилизации — только в тюрьму или в леса, в болота. А в этом году чувствуется, что немного отпустило всех.
«Поменяла место жительства, работу. Язык нормально так и не выучила»
Ирина уже несколько лет живет в Испании, но отмечает, что расслабленное отношение испанцев к жизни так и не переняла:
— Тут, даже если у тебя немного денег — зато хорошая погода, мандарины прямо за окном и море, если не в пешей доступности, то в двух часах езды. В общем, даже под мостом можно прожить. Но мы же, беларусы, так не умеем, мы постоянно тревожимся, потому что есть с чего: негативные ожидания то и дело оправдываются.
Хотя в этом году у меня, если честно, неплохо сложилось. Я дважды переехала внутри страны, родители смогли ко мне приехать в отпуск — тоже дважды.
К тому же погода была хорошая: не было штормов, ветров, землетрясений, пожаров; в последнее время это все, к сожалению, очень актуально и заставляет задуматься, насколько события в Украине влияют на остальную Европу и в экологическом плане… (Например, в прошлом году из-за войны и неурожая в Украине в Испании были перебои с подсолнечным маслом и отпускали только 5 литров в одни руки, хотя до этого времени я вообще не знала, что тут есть подсолнечное масло — все едят оливковое).
Поменяла работу, благо, и первая, и вторая удаленные.
Сейчас мне не нравится то, чем я занимаюсь — но работодатели начали уговаривать не уходить, остаться, и к тому же действует «эффект десктопа». Это мой приятель посоветовал: если возникают большие претензии к работе, поставь портрет Лукашенко на десктоп, и вспоминай, какие будут последствия, если вернуться.
Ну вот, вариант с десктопом работает.
Что еще? Из неудач года — не завела себе никакую зверушку, хотя очень хотелось. Потому что непонятно, как будут развиваться дальше события, как сложится жизнь, и страшно брать на себя ответственность за кого-то еще.
Также из «не» — замуж не вышла, детей не родила. Испанский язык нормально так и не выучила. Паспорт не поменяла до указа, но документ действителен до 2027 года, если к тому времени ничего не изменится, значит, буду жить без него. Но загадывать не решусь, с планами в нашей ситуации надо поосторожнее.
«Отметила юбилей и прибавку к пенсии»
Пенсионерка из небольшого райцентра в Минской области Светлана Юрьевна шутит: по шкале от «ужас-ужас» до «прелесть какой хороший» этот год где-то посерединке, «умеренный»:
— Скучаю по родным — дочка с мужем и внуками вынуждены были уехать из страны, теперь только по видеосвязи общаемся, а это, конечно, совсем не то. Но они вроде довольны, все здоровы, с жильем, работой и учебой вопросы решили.
А сын с семьей в Беларуси, поддерживают меня — ну и мне по-матерински приятно, что у них все хорошо, в этом году в свою квартиру въехали, правда, пока не с внуками, но с котом — уже первый шаг, как говорится.
На пенсии подрабатываю в свое удовольствие, в том смысле, что начальству меня застращать нечем — уволят, так уволят, только, видно, не много охотников на мое место.
С точки зрения электората, я так вообще счастливица: отметила в этом году юбилей, 75 лет, и прибавку к пенсии, теперь почти 800 рублей получаю. Жить стало не то, чтобы сильно веселей, но в общем неплохо, и тратишься не только на лекарства да квартплату.
Пенсионерка ведет активный образ жизни — и отмечает, что в 2023 году, несмотря на «зачистку» гражданского общества и ликвидацию очень многих организаций, ей удалось найти немало единомышленников:
— Например, у нас подобралась очень дружная суполка в библиотеке — она как бы официально читательский клуб, но мы же и за жизнь говорим, и какие-то мероприятия вместе проводим, и помогаем кому-то. Также при домах культуры, территориальных центрах социального обслуживания населения, если задаться целью, находишь «своих» — кто-то йогой или танцами увлекается, у кого-то творческие хобби, где-то хор неплохой, конкурсы, поездки в дома-интернаты — все шевелишься, знакомишься с новыми людьми, других поддерживаешь и сам подзаряжаешься.
Кроме того, по словам Светланы Юрьевны, в текущем году оживилась культурная жизнь провинции, причем приезжают не только российские артисты «собирать кассу», но и отечественные исполнители и коллективы, «слава Богу, не сестры Груздевы». Так, пенсионерка впервые открыла для себя группу «Дрозды», и хоть больших восторгов по этому поводу не испытала, все же видит позитивный момент:
— Я в тексты песен вслушалась — они простые, но ведь не тупые. И то, что в теперешних условиях беларусский язык сохраняют — считаю, большой плюс.
В чем год был неважнецким — здоровье подвело, трижды попадала в больницу, то ритм срывался, то еще какие-то неприятности. Сейчас получше, но праздник буду встречать очень аккуратно, без излишеств.
Поздравлений сами знаете, кого по телевизору точно смотреть не буду; вообще стараюсь в последнее время только легкие фильмы смотреть, а новости в интернете читаю. Ну и символически подниму тост: чтобы близкие были здоровы, и, самое главное, чтобы поскорее наступил мир на земле.
Читайте еще
Избранное