Власть

Дмитрий Косач

Хунвейбины: зачем Мао Цзэдун дал им право на репрессии и как «отблагодарил» за содеянное

Во второй половине 1960-х годов правитель Китая Мао Цзэдун инициировал проведение в стране «культурной революции». На первом этапе ее реализацией занялись хунвейбины, получившие полную свободу действий. Но уже совсем скоро репрессии обернулись против них самих.  

К 1966 году Мао Цзэдун руководил Китаем 17 лет и результаты его правления были катастрофическими. Во время «большого скачка» – крайне неумелых действий по стремительной коллективизации и индустриализации страны – от голода погибло около 45 миллионов человек. Это событие называют крупнейшей социальной катастрофой ХХ века.

По этой причине даже при тоталитарном характере коммунистического Китая в партийной верхушке начались рассуждения о том, что «Великий кормчий» ведет страну куда-то совсем не туда.

Пока эти рассуждения не зашли слишком далеко, Мао Цзэдун решил действовать на опережение и провозгласил «культурную революцию», целью которой была расправа над внутрипартийной оппозицией и переключение недовольства общества на другие объекты.

Официально же заявлялось, что «культурная революция» необходима для того, чтобы остановить «реставрацию капитализма». Самым жестоким был первый этап «культурной революции», когда верховная власть полностью развязала руки бандам хунвейбинов («красногвардейцам»): малограмотным старшеклассникам и студентам из неблагополучных семей, которые стали пресекать проявления общественной и культурной жизни, противоречащей (или якобы противоречащей) коммунистической идеологии.

Движение хунвейбинов появилось и оформилось в 1966 году. Согласно сложившейся легенде, официальную отмашку на свою деятельность оно получило так. Утром 5 августа того года во время работы пленума ЦК КПК Мао Цзэдун вывесил в зале заседаний дацзыбао (рукописную стенгазету) с призывом «Огонь по штабам!». В содержании отмечалось, что в органах власти, в учебных заведениях, на предприятиях якобы засели буржуазные элементы.

Тем же утром 17-летняя девушка Сун Биньбинь вывесила в школе свое дацзыбао, в котором призвала бороться с учителями, не принимающими революционные идеи Мао. После этого призыва местные хунвейбины поймали замдиректора школы, которую забили палками насмерть.

18 августа на площади Тяньаньмэнь на многотысячном митинге Сун Биньбинь повязала Мао Цзэдуну красную повязку c надписью «хунвейбин». С этого момента движение малограмотной революционной молодежи распространилось на всю страну.

От издевательств к массовым убийствам

Перечислим, чем отметились хунвейбины в первый период «культурной революции».

– Поначалу хунвейбины в основном лишь издевались над теми, кого заподозрили в неверности коммунистическим идеалам. Например, наряжали жертву в шутовскую одежду, публично оскорбляли, заставляли идти наклонившись или ползком. Но уже очень быстро при «допросах» стали применять пытки и садистские методы. Многие жертвы предпочитали покончить жизнь самоубийством.

– Хунвейбины просто на улице могли подойти к прохожим и начать их «экзаменовать» на знание высказываний Мао Цзэдуна. Тех, кто не произносил нужных ответов, ждало наказание. Революционеры также врывались в дома с «обыском» в поиске доказательств нелояльности.

– Хунвейбины жгли книги, громили «идеологически неверные» магазины и монастыри. По их мнению, людям для чтения достаточно было лишь сборника высказываний Мао. Часть Великой китайской стены снесли, чтобы вынутые кирпичи отправить на постройку свинарников.

– Уже в 1968-м хунвейбины, почувствовав свою полную безнаказанность, нападали на жертв, забивая их палками или закапывая заживо.

– Китайский диссидент Чжэн И в книге «Алый мемориал» утверждал, что в провинции среди хунвейбинов получили распространение случаи каннибализма, который они возвели в своеобразный ритуал.

По самым скромным оценкам, от рук хунвейбинов на первом этапе «культурной революции» погибли как минимум 400 тысяч человек. Но почему все это стало возможным?

Как уже указывалось выше, в ряды «революционеров» массово записывались наиболее безграмотные и наименее критические мыслящие молодые люди. Фанатики не сомневались в правоте «великого кормчего» и упивались своей ролью и властью.

По этой причине среди жертв хунвейбинов часто оказывались их преподаватели. Хотя «революционеры» в целом ненавидели интеллигенцию, которая во многом оставалась приверженцем традиционной культуры.  

Усугублял все тот факт, что по велению Мао деятельность хунвейбинов долго никак не ограничивалась. Министр общественной безопасности Се Фучжи говорил:

– Мы не можем зависеть от рутинного судопроизводства и от уголовного кодекса. Ошибается тот, кто арестовывает человека за то, что тот избил другого… Стоит ли арестовывать хунвейбинов за то, что они убивают? Я думаю так: убил, так убил, не наше дело… Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать.

Во время «культурной революции» широкое распространение получили ритуальные «танцы верности» председателю Мао. Фрагмент из фильма «Последний император»

В историю также вошли слова маршала Линь Бяо:

– Ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много. Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве. Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны. Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвейбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии.

Почему против хунвейбинов развернули армию и милицию

Постепенно стало очевидным, что ситуация в коммунистическом Китае скатывается к хаосу. Выбор жертв становился все более рондомным, хунвейбины атаковали все более и более высокопоставленных представителей власти, банды начали воевать между собой.

В такой ситуации Мао Цзэдун объявил хунвейбинов «политически незрелыми». Поскольку в некоторых провинциях против слетевших с катушек «революционеров» уже было поздно разворачивать правоохранительную и судебную систему, то там на хунвейбинов бросили армию. Так, правительственные войска и бойцы народной крестьянской милиции истребили практически всех хунвейбинов в городе Гуйлинь.

Слепо верящих в правоту Мао стали расстреливать, вожаков ждала публичная казнь. Вскоре банды хунвейбинов самораспустились, но преследование их продолжилось. Несколько миллионов молодых людей были сосланы на сельскохозяйственные работы в отдаленные районы, где вынуждены были провести десятки лет.

В правительственном газете «Жэньминь жибао» в 1979 году написали, что во время «культурной революции» погибло около миллиона человек. Вероятно, большинство из них составили не жертвы хунвейбинов, а сами «революционеры» – в результате «зачистки» со стороны армии и милиции.

Печальные последствия

«Культурная революция» в более спокойной форме продолжалась еще почти десять лет, закончившись со смертью Мао в 1976 году. Только при руководстве Дэн Сяопина коммунистический Китай смог вырулить на более-менее нормальную траекторию развития.

Но страна еще долго отправлялась от «культурной революции»: образованию и культуре был нанесен колоссальный урон.

Кстати, жертвой хунвейбинов стал сын Дэн Сяопина: в 1968-м хунвейбины избили Дэн Пуфана и выбросили его из окна Пекинского университета, сделав инвалидом.

Навсегда врезались в память события тех дней и нынешнему главе КНР Си Цзиньпину. Его отца, высокопоставленного чиновника, арестовали, а подростка отправили на перевоспитание в отсталую провинцию, где он, по собственным словам, 7 лет прожил в пещере, полной блох, и занимался грубым и неквалифицированным трудом.

СМИ со ссылкой на опубликованные WikiLeaks материалы информатора американских дипломатов писали, что в ответ на те репрессии Си Цзиньпин стал «краснее красного».

Хотя, конечно, судьба тех молодых людей, кто откликнулся на призыв Мао, не задумываясь о своем будущем, оказалась несравненно печальнее.