Харитончик: «Больше всего ударит по обычным гражданам, для которых возрастет стоимость лекарств, а с некоторыми препаратами могут возникнуть перебои и дефицит»
Про три группы товаров, которые особенно пострадают из-за закрытия границ. Старший научный сотрудник BEROC Анатолий Харитончик — о последствиях остановки грузопотока для Беларуси и беларусов.
— Остановка автомобильного грузопотока из Польши станет еще одним неприятным, но не критичным шоком для экономики Беларуси, — поясняет Филину Анатолий Харитончик.
Экономист полагает, что у логистических компаний, бизнеса и властей скорее всего уже проработаны механизмы на случай такого развития событий.
— В основном остановка грузоперевозок затронет именно импорт, который у нас в разы превышает экспорт. Произойдет усложнение маршрутов доставки.
Возможно, будут больше использовать железнодорожный транспорт, если позволит пропускная способность.
А там, где выстраивать новые схемы поставок станет вообще невыгодно, могут обратиться к поставкам товаров-заменителей.
То есть это приведет к увеличению сроков поставок и их удорожанию. Возросшие издержки, по крайней мере их часть, будут перекладывать в конечные цены. Соответственно, пострадают покупатели, обычные люди, — говорит эксперт.
Он отмечает, что прекращение грузоперевозок будет особенно заметным на самых значимых группах товаров, которые Беларусь импортирует из ЕС.
— Таких групп три. Первая — это обычные легковые автомобили среднего класса, которые не попали под санкции. Вторая — это производственные машины и оборудование, различные инвестиционные товары.
Судя по всему, их использовали и в ВПК, во многом с целью реэкспорта в Россию, и в гражданских отраслях. Эти поставки уже попали под июньский санкционный пакет. Здесь запрет грузопотока вряд ли добавит что-то новое.
И еще одна группа, на мой взгляд, очень важная, — это лекарства, фармацевтика, которые занимали значимую долю в импорте из ЕС.
Разумеется, это больше всего ударит по обычным гражданам, для которых возрастет стоимость лекарств, также из-за усложнения схем доставки с некоторыми препаратами могут возникнуть перебои и дефицит, — объясняет Харитончик.
Он соглашается с тем, что в случае, если запрет коснется не только автомобильной, но и железнодорожной перевозки грузов, последствия могут быть более серьезными.
— В таком случае запрет затронет интересы Китая, и тут проблема уходит в чисто политическую плоскость. Однако у КНР есть достаточно большое количество рычагов, в том числе экономических, для того, чтобы как-то воздействовать на Беларусь в этом вопросе.
Я бы здесь выделил еще один важный момент. С макроэкономической точки зрения, жесткое закрытие границы по всем позициям может стать причиной некоторой пробуксовки процесса подстройки стороны предложения или производства товаров и услуг под сильно возросший спрос.
Известно, что сейчас беларусская экономика находится в состоянии перегрева: спрос, особенно потребительский, заметно превосходит возможности производителей.
Для того, чтобы экономика возвращалась к сбалансированному состоянию без глубокой рецессии, одного охлаждения спроса недостаточно, иначе можно получить сильный спад.
Смогут ли беларусские фирмы и банковская система перенести этот резкий спад в экономике без перерастания его в полномасштабный финансовый кризис?
То есть резкое охлаждение спроса чревато глубокой рецессией и это несет довольно существенные риски. Для того, чтобы избежать глубокой рецессии, сторона предложения должна подстраиваться под этот спрос.
Это значит, должно происходить расширение производственных мощностей, должна повышаться производительность труда. Что требует инвестиций, и вообще это очень длительный процесс.
Если придется усложнять схему поставок инвестиционных товаров из ЕС, это также затруднит процесс подстройки предложения под спрос.
Не критично, так как мы уже в больше степени переориентировались на Россию и Китай, но в какой-то части эффект будет проявляться.
Соответственно, если при этом власти сохранят стимулирующую экономическую политику, это чревато поддержанием значительного избыточного спроса в экономике, высокого инфляционного давления и рисков для волатильности курса рубля, — предупредил специалист.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное