Экономика
Виктор Буров

Выход с сохранением лица

В понедельник после обеда ситуация с «газовым спором» стала еще запутаннее. Оказывается, «Газпром» действительно должен Беларуси за транзит. При этом, по словам официального представителя российской газовой монополии Сергея Куприянова, в возникновении этого долга виновата… белорусская сторона, которая… не позволяет его погасить.

«Да, задолженность существует. Беларусь не подписывает акт выполненных работ и это не позволяет оплатить эту задолженность», - отметил Куприянов.

Отвечая на вопрос о размерах долга, он подтвердил, что они сопоставимы с долгом Беларуси за поставки.

Напомним, что ранее в Министерстве энергетики Беларуси сообщали, что «Газпром» должен компании «Белтрансгаз» более 200 миллионов долларов за транзит газа через территорию нашей страны. В белорусском Минэнерго подчеркивали, что российский «транзитный долг» сопоставим с задолженностью «Белтрансгаза» за импортированный из России газ.

Однако тогда российская сторона заявила, что Беларуси не может подтвердить долг документально.

И вот «Газпром» почему-то решил признать наличие долга. Недостающие документы довезли до Москвы, что ли? Особенно значительно в этой связи смотрится ссылка на некие неподписанные акты выполненных работ. Воистину, «спор субъектов хозяйствования» переходит все мыслимые и немыслимые границы.

Хотя, в общем-то, признание долга «Газпромом» дает сторонам возможность выйти из очередного газового конфликта «сохранив лицо». Долги просто засчитываются взаимозачетом, в результате никто никому ничего не должен, и все довольные расходятся по домам. Осадок, конечно, остается, но это уже неизбежно…

Кстати, белорусская сторона уже предлагала «Газпрому» подобный вариант развития событий. На переговорах в субботу руководству российского концерна было предложено осуществить взаимозачет долга за поставленный газ и долга за транзит. Однако поддержки эта инициатива тогда не получила. «У Миллера не было желания принять разумные взвешенные решения», - заявил высокопоставленный источник в белорусской делегации.

Но теперь, признав наличие долга перед Беларусью, «Газпром» оказался в несколько дурацкой ситуации. И сокращение поставок газа в нашу страну уже выглядит совсем откровенным шантажом, не имеющим никакого отношения к «спору двух хозяйствующих субъектов».

Но белорусско-российские отношения в принципе довольно запутанны. И последняя «газовая война» - еще одно этому доказательство.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)