Комментарии
Анджей Почобут, eastbook.eu

Выборы по-белорусски

«Беларусь выбирает парламент» – подобными заголовками сегодня пестрят самые разные информационные ресурсы. Вроде бы, всё правильно.

Действительно 11 сентября в Республике Беларусь проходят выборы в Палату представителей – нижнюю палату белорусского парламента.

Назвать то, что происходит, выборами в нормальном значении этого слова можно только с большой долей условности. Даже Александр Лукашенко в эмоциональном порыве как-то признал, что выборы в Беларуси фальсифицируются.

На самом деле на 23-м году правления бессменного президента белорусские выборы превратились в абсолютно выхолощенный ритуал, и отношение у белорусского общества к ним такое же как, скажем, к погоде… Бывает дождь, бывает снег, а бывают выборы. Повлиять на это нельзя. Протестовать бесполезно, да и опасно. Поэтому стоит приспособиться. И общество приспособилось.

«Ну, требует власть, чтобы мы пошли и проголосовали, что ж пойду и проголосую. Всё равно ведь от моего голоса ничего не зависит, да и зачем ссориться с чиновниками», – рассуждает среднестатистический белорус.

Тех, кто думает иначе, из года в год становится меньше, они растворяются в покорном белорусском большинстве. Даже лидеры оппозиционных партий и политические «тяжеловесы» вроде Станислава Шушкевича, Александра Милинкевича или Александра Козулина предпочитают не участвовать в избирательной компании, уступая место более молодым коллегам.

Сомнений в том, что подавляющее большинство мест в Палате представителей займут кандидаты от «партии власти» нет ни у кого. Однако нельзя сказать, что на нынешних выборах нет совершенно никакой интриги. Вопрос, которым задаются нынче эксперты, звучит так: пропустит ли Александр Лукашенко хоть кого-то из оппозиционеров в парламент?

Александр Лукашенко с сыном Колей на избирательном участке, 11 сентября 2016. Фото president.gov.by

Естественно, такой шаг не будет вызван тем, что белорусский Батька вдруг ощутит необходимость плюрализма и реальных политических споров. Фоном избирательной компании является нарастание экономического кризиса, но и отепление отношений официального Минска с Западом. Эти две тенденции взаимосвязаны. Чем хуже обстоят дела в экономике, тем больше сердечности в словах Лукашенко, адресованных западным политикам. И допуск в парламент одного или двух оппозиционеров в этих условиях был бы широким жестом, подтверждающим готовность официального Минска вести дальнейший диалог с Брюсселем и Вашингтоном. Мы вам видимость демократизации и либерализации, а вы нам – кредиты.

Пока созданная Лукашенко система управления не предусматривает наличия внутри органов государственной власти людей, имеющих мнение, отличное от президентского. Изменилось ли что-то в этой сфере в последнее время? Ответ мы узнаем через несколько часов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)