Выборы-2020, которые запомнятся навсегда. Вспоминаем, как это было
В годовщину выборов-2020 вспоминаем ключевые моменты кампании.
Рождение интриги
В начале 2020-го предстоящая кампания казалась безнадежно предсказуемой. Провал идеи праймериз, организованных представителями оппозиции, лишь усиливал это впечатление.
У властей не было никаких идей и предложений для общества, но очевидным было огромное желание удержаться в кресле. Что, в свою очередь, не оставляло сомнений в выборе средств для удержания этой самой власти.
Неожиданное для многих появление на политической сцене высокопоставленных выходцев из номенклатуры — банкира Виктора Бабарико и создателя ПВТ Валерия Цепкало — без преувеличения вернуло интригу, кампания обрела качественно новый смысл и характер.
Предпосылки
Список причин, по которым кампания 2020-го не повторила опыт «сонных» выборов 2015-го, достаточно внушителен. Перечислим основные моменты, которые в совокупности вывели белорусов на улицы.
Стагнация экономики. Банальный пример: пока зарплаты поляков, литовцев и латышей уверенно росли, белорусы с десяток лет жили обещаниями зарабатывать «попятьсот». В итоге многие белорусы вынуждены были уехать на заработки к соседям.
Государство продолжали поддерживать госпредприятия, многие из которых гораздо дешевле было бы закрыть.
Ряд ошибок — от декрета №3, бьющего по наиболее уязвимым слоям населения и вызвавшего массовые протесты, до отношения властей, в первую очередь, Александра Лукашенко, к эпидемии коронавируса.
Банальная усталость от человека, безраздельно правящего страной больше четверти столетия.
Не добавили властям популярности и регулярные ЧП в армии, а также нередкие инциденты с участием милиции — например, история с цыганами в Могилеве в мае 2019-го.
Претенденты и кандидаты
На старте кампании о своих амбициях заявили многие: как политики и активисты с многолетним стажем, так и люди, далекие от политических сфер. Например, фермер Юрий Ганцевич или музыкант и тату-мастер Алесь Таболич.
Новшеством выборов 2020-го стало участие блогеров. И речь здесь не о «суровом белорусе» Виталии Зелковском, чья инициативная группа состояла из него самого. Власти хоть и с опозданием, но отреагировали на стремительно растущую популярность гомельского блогера Сергея Тихановского, бросившего вызов лично Лукашенко.
Вместе с Тихановским власти нейтрализовали и других блогеров, делавших стримы с улиц и сообщавших о наболевшем в регионах и Минске. А также Павла Северинца и Николая Статкевича — лидеров улицы.
В итоге статус кандидатов в президенты получили Андрей Дмитриев, Анна Канопацкая, Александр Лукашенко, Светлана Тихановская и Сергей Черечень. Валерий Цепкало и Виктор Бабарико не были зарегистрированы ЦИК.
История Бабарико
Фото Игоря Мелешко
В новейшей истории страны были случаи, когда альтернативные кандидаты в президенты оказывались за решеткой. Достаточно вспомнить 2010-й, когда тюрьмы избежали единицы.
История Виктора Бабарико уникально тем, что он оказался в СИЗО задолго до дня голосования. И это также было показательно: такой шаг властей независимые эксперты расценили как страх и неуверенность.
Мы же напомним несколько фактов о команде экс-банкира. Его инициативная группа стала второй по численности после группы сторонников Лукашенко — 10 тысяч человек. И сформирована она была за несколько дней, первые семь тысяч записались в первый же день.
По данным штаба Бабарико, в его поддержку было собрано около 435 тысяч подписей.
Первые ласточки
Первый пикет по сбору подписей за Светлану Тихановскую на Комаровке 24 мая 2020-го
Одним из символов кампании 2020-го стали очереди из желающих оставить подписи за альтернативных претендентов. Тон задал Сергей Тихановский, начавший тур по стране в поддержку своей жены.
После ареста блогера очереди к подписным столам растянулись на километры и стали предметом разговоров в верхах власти. Силовики начали задерживать членов инициативных групп, сборщиков подписей и активистов.
Ответом общества стали цепи солидарности и сбор средств задержанным и оштрафованным — еще одно новинка прошлого года.
Несколько предварительных цифр
14 июля 2020-го избирательная кампания вышла на финишную прямую. В этот день ЦИК объявил список кандидатов в президенты. К этой дате Радыё Свабода подготовило предвыборную статистику. Приведем несколько характерных цифр.
С момента старта кампании к этой дате было задержано более 700 человек. Хватали не только участников цепей солидарности, сборщиков подписей, но и журналистов, политиков, блогеров и случайных прохожих.
До начала кампании в Беларуси было три политзаключенных, к 14 июля их стало 25.
Лишь 5 из 2192 участников инициативы «Честные люди» попали в состав избиркомов.
Первая феминистическая
Фото Игоря Мелешко
16 июля штабы Бабарико, Тихановской и Цепкало объединились. Фото Марии Колесниковой, Светланы Тихановской и Вероники Цепкало, сделанное в тот день, очень скоро стало вирусным.
Женский триумвират — один из главных символов кампании 2020-го. Это был не только достойный ответ на выпады Лукашенко, мол, Конституция у нас не под женщину, но и вызов патриархальной системе, застрявшей в прошлом.
С легкой руки экономиста Сергея Чалого происходящее в стране с того момента стали называть первая феминистическая революция. Недооценка властями вчерашней домохозяйки, как и ее коллег по коалиции, не имевших политического опыта, стала одной из главнейших ошибок властей.
Предвыборное турне по стране
Светлана Тихановская в Бресте. Фото Игоря Мелешко
Поездки объединенной команды по Беларуси собирали тысячи человек даже в небольших городах, где таких митингов не видели с начала 90-х. Если видели вообще за все годы независимости. Глубокое, Сморгонь, Борисов и Бобруйск. В Кореличах в отсутствие Тихановской на предвыборный пикет пришло около 250 человек.
Кульминацией стал многотысячный митинг в Минске на Бангалоре, ставший крупнейшей акцией в поддержку альтернативного кандидата.
Тем временем, кандидат Лукашенко все чаще посещал милицейские и войсковые части. А организованное за несколько дней послание к народу скорее напоминало совещание в узком кругу. Запомнилось оно тем, как плохо выглядел главный оратор, его словами о любимой, «которую не отдают», и продолжительными аплодисментами опустевшей сцене.
09.08.20
Фото Игоря Мелешко
К основному дню голосования ЦИК успел зафиксировать «рекорд» в области досрочного голосования: по официальным данным, с 4 по 8 августа проголосовали 41,7% избирателей. А настоящим рекордсменом стала Гомельщина, где ЦИК насчитал 54,44% досрочной явки.
Основной день голосования запомнился огромными очередями на участках, обилием белых браслетов и лент, песней Виктора Цоя «Перемен» из окон авто.
По итогам голосования ведомство Лидии Ермошиной насчитает в пользу Лукашенко 80,1%, Тихановской — 10,1%.
Вечером у избирательных участков стали собираться толпы граждан, ожидавших первых подсчетов, в Минске и ряде других городов силовики жестко разогнали протестующих — с использованием спецтехники, светошумовых гранат и резиновых пуль. Беларусь на несколько дней погрузилась во мрак репрессий.
Позже будет выход на улицы белорусок в белом, выступивших против насилия, освобождение сотен и тысяч задержанных и избитых, стотысячные марши. Но это уже другая история.
Читайте еще
Избранное