Второй день суда над Никитой Лиховидом
Возобновился суд над активистом движения «За свободу» 20-летним Никитой Лиховидом.

19.00. Судья прекратила чтение материалов дела. Следующее заседание суда по делу Никиты Лиховида начнется 24 марта в 10.00.
18.00. Прокурор зачитал список вещей, найденных на Площади Независимости. Среди них преимущественно бутылки от воды «Бонаква», флаги, черенки от них, удочки. Также на Площади, согласно протоколу, было найдено 65 кусков арматуры, фрагмент трубы, два ледоруба, деревянные палки, сообщает «Наша Нiва».
17.47. На этом допрос свидетеля закончился. Прокурор огласил материалы дела.
17.00. Допрос свидетеля Александра Богданова – водителя ПМСН. Он составлял протокол о задержании Лиховида. Однако он не вспомнил действия Лиховида на площади, заявив что помнит его только с участка.
16.45. Юрий Сорока не помнит, кому потом отдал кассету и видеокамеру, говорит, что она принадлежала минской городской милиции. Адвокат ходатайствовала запросить эту кассету. Прокурор против. Судья отложила ходатайство.
16.20. Потерпевший Юрий Торопка рассказал, что снимал на камеру происходящее на площади. Он был в штатском. Во время съемок его ударили в ноc, он упал. Ему помогло то, что подбежали спецназовцы. Он продолжил съемку, но потом лечился в больнице 4 дня.
15.50. Потерпевший Валентин Казеко рассказал, что у него слетел шлем и в этот момент его ударили по голове каким-то тупым предметом.
Потерпевший Сергей Москалев получил травму голеностопа, когда «что-то упало на ногу».
14.50. Суд продолжился.
13.45. Объявлен перерыв до 14:45.
13.40. Потерпевший Ксендзов рассказал: “Когда мы построились в шеренгу, то группа из 30 человек, молодых людей, попробовала прорвать шеренгу. Делали три попытки. Во время одной попытки им удалось сорвать мой шлем и ударить меня в лицо".
Он рассказал, что шеренга спецназа, в котором он стоял, не позволяла людям пройти к метро, хотя во время следствия говорил, что вместе с сослуживцами не пускал демонстрантов в Дом Правительства. Судья и адвокат обсуждают эту нестыковку.
13.20. Потерпевший Василий Лисовский рассказал, что его ударили по шлему палкой, после чего разболелась голова. Однако на экспертизу тоже не пошел.
13.10. Потерпевший Андрей Епифанов заявил, что получил удар по колену чем-то, которое «вылетело из толпы».
12.55. Потерпевший Сергей Порай рассказал, что его ударили каким-то тупым предметм. Про Лиховида ничего не сказал.
Потерпевший спецназовец Вадим Смирнов заявил, что митингующие выкрикивали «нехорошие лозунги». При оттеснении толпы он получил удар тупым предметом по лицу, но на экспертизу из-за занятости не пошел.
12.10. Потерпевший Тарасевич рассказал, что в тот вечер охранял резиденцию президента. Но после начала штурма Дома Правительства им поступила команда переместиться на площадь Независимости и оттеснить демонстрантов от дверей строения.
Потерпевший Сергей Гущик, командующий одним из отделений, поведал, что получал команды перемещаться между площадью Независимости и резиденцией. По его словам, спецназовцы пытались защитить двери Дома правительства. Крыльцо было чрезвычайно скользким и многие милиционеры поскальзывались и съезжали на щите в толпу демонстрантов. Сергей Гущик также поведал, что получил удар ледорубом, после чего упал.
11.49 Потерпевший Сергей Жизневский (милиционер двухметрового роста) заявил, что участники акции били его руками и ногами. Заявил также, что его ударили каким-то предметом.
Судья сделала еще одно замечание адвокату за то, что она пыталась выясниить, каким образом спецназ проводит рассекание толпы и применяет ли при этом физическую силу. Прокурор узрел в этом давление на свидетеля.
11.15. Допрос потерпевшего Половинкина, который в тот вечер был на площади в штатском. Он сразу заявил, что видит Лиховида впервые.
По его словам, командование сразу направило его на площадь Независимости – на Октябрьской он даже не был. Его делом было наблюдать за демонстрантами: что они несут и как себя ведут.
Адвокат поинтересовалась, что делали демонстранты на площади Независимости. Ответ: "Разговаривали между собой, выкрикивали лозунги, махали флагами, более ничего". — "Вы видели погромы, столкновения из милицией?", — "Нет. Я такого не видел. Перемещался по периметру площади Независимости и ничего не заметил. Там, где били стекло, я не был".
Он рассказал, что когда на плошчы перастала работать мобильная связь, он был вынужден воспользоваться служебной рацией Это заметил кто-то из демонстрантов и неожиданно нанес ему удар кулаком в лицо.
11.00. Потерпевший Перепейко: «Когда мы двигались из стороны костела св. Сымона и Алены, один из демонстрантов поставил мне подножку, а второй толкнул в спину. Я упал. Тогда меня начали бить руками и ногами. Отбили меня сослуживцы… Мне лично угрожали физической расправой, называли фашистом. При этом демонстранты выкрикивали разные лозунги, в том числе «Жыве Беларусь!».
Адвокат поинтересовалась, почему он не явился после этого на экспертизу? "Я никаких вызовов на руки не получал. Зачем мне самому туда ехать? Через три месяцы на мне уже никаких следов не осталось. Зачем мне туда ехать?, — приводит слова потерпевшего «Наша Ніва».
10.45. Допрашивают милиционера Мосальского: «Я видел огонь. Не могу сказать, что именно горело. Когда я на него смотрел, меня вытянули из шеренги. Их было 3–4 человека. Били в щит руками, ногами и чем-то тяжелым. Я думаю, что это была палка».
10.20. Судья начала задавать потерпевшему Левицкому дополнительные вопросы относительно того, действительно ли травмы ему были нанесены случайно. Это вызвало протест адвоката обвиняемого Дарьи Липкиной. После непродолжительного спора адвокат получила второе предупреждение. Между тем Левицкий настаивает, что удар щитом был случайностью.
10.20. Левицкий рассказывает, что при зачистке площади упал его сосед и ударил его в лицо. Также у него болел локоть. Он заявил, что не считает, что потерпел именно от массовых беспорядков и, возможно, следователь сам дописал, что его специально ударили.
10.00. Процесс продолжился. Судья опрашивает потерпевшего Левицкого (он уже проходил по делу Гапонова, Бреуса и Медведя). Как отмечает «Наша Ніва», количество потерпевших спецназовцев значительно сократилось. Несмотря на призывы секретаря некоторые из них в зале суда так и не появились. Сейчас их присутствует 15.
В первый день процесса, 22 марта, были заслушаны показания 10 потерпевших (по делу Лиховида проходит 29) – все они сотрудники правоохранительных органов. Опрошенные спецназовцы подробно рассказали о своих травмах, однако заявили, что активиста не знают и претензий к нему не имеют.
Сам Никита Лиховид признал, что, поддавшись влиянию толпы, наносил удары в деревянные заграждения в дверях Дома правительства и очень сожалеет об этом.
Судебный процесс возобновился в 10 утра 23 марта. Осталось опросить еще 19 спецназовцев. Процесс ведет судья Наталья Пыкина
Активист движения «За свободу» Никита Лиховид был задержан 19 декабря на площади Независимости и осужден на 15 суток ареста в Жодинском СИЗО. Но 23 января постановление об аресте было отменено, Никиту обвинили в участии в массовых беспорядках и перевели в минскую «Володарку». По некоторой информации, у следствия есть видео с участием активиста в событиях около Дома правительства.
Никите Лиховиду – 20 лет, он студент-заочник Минского института управления, последнее время жил и работал в Вильнюсе, сообщает Радыё Свабода.
Напомним, за участие в массовых беспорядках в Минске 19 декабря уже осуждены Василий Парфенков (4 года лишения свободы), Александр Отрощенков (4 года лишения свободы), Александр Молчанов (3 года), Дмитрий Новик (3 года и 6 месяцев лишения свободы). Граждане России Артем Бреус и Иван Гапонов были оштрафованы на 300 базовых величин каждый. Дмитрий Медведь приговорен к 3 годам ограничения свободы без направления в учреждение открытого типа.
Читайте еще
Избранное