Комментарии
Александр Класковский, naviny.by

«Всё будет хорошо! Хо-ро-шо!»

Александр Лукашенко не рассчитывает на щедрую душу России и готов торговаться с Западом, но на своих условиях. Иначе говоря, попробует вновь немного раскачать геополитический маятник. А если не получится — до упора держаться в осажденной крепости. Пресс-конференцию можно расценить в основном как пиар для внутреннего потребления. Из уст Лукашенко рефреном звучало: слушайте меня, и все будет хорошо!

Вот что в сухом остатке, если говорить о внешнеполитическом аспекте, от рекордно долгой (более пяти часов!) пресс-конференции белорусского официального лидера, прошедшей 17 июня.

Москва мало дает, но много хочет

Картина мира глазами белорусского руководства мрачна. Друзей нет. «Сегодня уже по периметру стоят и щелкают зубами: быстрей бы мы упали», — так метафорически обрисовал Лукашенко геополитическую обстановку в контексте нынешнего белорусского финансово-экономического кризиса (которого, впрочем, как прозвучало в бравурно-пропагандистском духе, у нас нет).

Правда, потом выяснилось, что в международном плане все не так уж беспросветно. Литовцы, например, удостоились комплимента за «трезвую» политику. Но на них, мол, давит Брюссель. Якобы идут некие конструктивные импульсы и из Варшавы. Теплотой был окрашен и пассаж об Украине, что неудивительно: надо заглаживать уже вошедший в анналы выпад двухмесячной давности насчет политической «вшивости» официального Киева.

На сей раз, пожалуй, наиболее холодно говорилось о политике Москвы. Конечно, белорусскому руководству не с руки воевать на два фронта, поэтому Лукашенко явно микшировал недовольство. Но смысл был в том, что помощи от Кремля с гулькин нос (кредит по линии ЕврАзЭС — плевый по меркам белорусской финансовой бреши), а вот хотят они там слишком много. Причем не только приватизации, но чтобы не трогали их СМИ и т.п.

«В словах президента сквозило неприкрытое раздражение позицией России, говорилось и про приостановку поставок электроэнергии, и про высокие цены на энергоносители, и про то, что условием смоленских цен на газ выставлялось вхождение Беларуси в состав России», — отметил в интервью для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.

Собеседник подчеркивает, что официальный лидер «постарался в значительной степени возложить на Россию ответственность за экономические проблемы Беларуси», хотя и явно сдерживал себя в выражениях

Торговля головами в розницу

По мнению политического обозревателя Павлюка Быковского, Минск вряд ли будет делать сейчас резкие движения по отношению к России, геополитические приоритеты в основном остаются неизменными. «Однако по ряду высказываний можно сделать вывод о вероятном усилении самоизоляции», — добавил эксперт в интервью для Naviny.by.

От себя отмечу: хотя Лукашенко периодически бросал камни в огород «свядомых», но, по сути, оседлал «незалежницкую» риторику. Объяснил экономические трудности тем, что за независимость надо платить.

Именно на идее независимости он попытался сделать своими союзниками если не всех, то большинство белорусов: вы же, мол, не хотите быть «ни в составе России, ни в Евросоюзе…» (добавив после паузы «…на принципе стран Балтии»).

Действительно, с ЕС сейчас можно попасть пальцем в небо: независимые социологи фиксируют всплеск проевропейских настроений белорусов, причем вопреки развернутой после выборов 19 декабря антизападной кампании в государственных СМИ.

Ну а главное — нужны западные деньги: кредиты, инвестиции. И Лукашенко дал понять, что готов к политическому торгу с Западом.

В частности, он намекнул, что может открутить ситуацию с ОБСЕ. В нынешнем году Минск осложнил отношения с Европой еще и тем, что не согласился продлить мандат Офиса ОБСЕ в Минске. Сейчас, по словам Лукашенко, можно было бы если и не «накрывать целую поляну», то ввести должность некоего полпреда этой панъевропейской организации в нашей стране.

Из пространных рассуждений о судьбе «Народной воли» и «Нашай нівы» — двух зубастых газет, которым грозит закрытие через суд — можно заключить, что вариант «бритвой полоснуть» не фатален, может, и пожалеют. И это тоже было бы некоей уступкой Западу, бьющему в колокола по поводу удушения остатков негосударственной прессы.

Ну а главное — Лукашенко снова (первый намек был в мае в Астане) дал понять, что в принципе не прочь выпустить политзаключенных. Обозреватели видят в этом новое приглашение Западу поторговаться.

Политолог Алесь Логвинец в интервью для Naviny.by спрогнозировал, что режим «скорее всего, снова, как в 2008 году, начнет поэтапно выпускать политзаключенных».

«Все идет по спирали: мы накануне нового раунда “диалога”», — предполагает Логвинец. Мотив, по его словам, предельно прост: «Режиму нужен кредит МВФ».

Другое дело, что Запад теперь тоже ученый. По мнению политического аналитика Андрея Федорова, хотя Минск и не прочь вновь разыграть геополитическую карту, посидеть на двух стульях, Брюссель будет держать марку, настаивая на безоговорочном освобождении всех политузников и отметая «торговлю головами в розницу».

Предчувствуя, что здесь возможен тормоз, Лукашенко на пресс-конференции допустил, что МВФ может именно по политическим мотивам не дать запрошенный Беларусью кредит.

Манна небесная вместо реформ?

Впрочем, возможно, просить деньги и не понадобится, намекнул официальный лидер. Главной интригой пресс-конференции стало, пожалуй, заявление, что «если все получится, в ближайшее время мы получим порядка 10-12 млрд. золотовалютных резервов», причем «это уже будут наши деньги, не кредиты».

Понятно, что благотворительностью, тем более на такую бешеную сумму, никто заниматься не будет. Что остается? Продажа «Беларуськалия» или двух-трех более мелких предметов белорусского «фамильного серебра»?

Да, такая сумма (если она действительно свалится как с куста, в чем собеседники Naviny.by сомневаются, считая заявление блефом) на пару лет закроет финансовые дыры. Но без капитальных экономических реформ это не снимет вызовов, стоящих перед страной.

На системную же трансформацию белорусский руководитель по традиции смотрит косо. Хотя и не прочь провести структурные реформы, если кто-то, как было сказано, даст триллион долларов. Пассаж, как вы понимаете, целиком риторический. Ибо из контекста пятичасового разговора вытекало, что как жадная Москва, так и завистливый Запад за копейку готовы удавить.

Во всяком случае, прогнозирует Юрий Дракохруст, «Запад будет ждать куда более серьезных уступок со стороны официального Минска». Обещанные жесткие меры против возможных демонстраций еще больше усложнят возможность возобновления диалога, добавляет эксперт. МВФ, по словам аналитика, также «будет добиваться не косметических реформ, абсолютно никуда не спеша».

С другой стороны, полагает эксперт, «Москва, не обращая внимания на риторику, будет продолжать добиваться продажи ключевых активов, связывая с этим предоставление кредитов. И карая рублем за ущемление российских интересов, в частности, за ограничение деятельности российских СМИ».

Короче, на самом деле ничего не рассосется. Так что пресс-конференцию можно расценить в основном как пиар для внутреннего потребления. Из уст главы государства рефреном звучало: слушайте меня, и все будет хорошо!

Понятно: электорат озлоблен послевыборным кидаловом, и его надо любой ценой убаюкать пассами политического гипноза. Но проблема в том, что на внешних игроков гипноз не действует. Да и народ все меньше склонен верить обещаниям манны небесной.

Глава государства периодически журил сограждан, как детей малых, за товарный ажиотаж, скупку бумажек с портретами американских президентов. Но это ведь не глупость, а симптом того, что белорусы в упор не верят сладким речам властей, полагая, что дальше будет только хуже.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)