Филин

Яна Соколова

«Все останется на уровне взаимных уколов, пока дело не дойдет до настоящих провокаций, которые затронут польских жителей»

Политический обозреватель — об очередном беларусско-польском скандале, связанном с якобы нарушением воздушного пространства Беларуси, которого, по данным властей Польши, не было.

Госпогранкомитет Беларуси 1 сентября заявил о нарушении воздушного пространства со стороны Польши в Берестовицком районе Гродненской области.

По данным ведомства, «польский военный вертолет Ми-24 на предельно малой высоте пересек государственную границу, залетел на глубину до 1200 метров на территорию Беларуси, а затем вернулся обратно».

Власти Польши опровергли заявление Госпогранкомитета о том, что вертолет польских ВВС залетал на территорию Беларуси.

Министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминский назвал утверждения беларусских властей провокацией и отметил, что выдвинутые Минском обвинения — это «попытка ответить на очень резкий протест» Польши в связи с заявленном ею нарушением польского воздушного пространства беларусскими вертолетами в августе.

В понедельник, 4 сентября, министр обороны Виктор Хренин заявил, что Беларусь не расценивает нарушение польским вертолетом границы как провокацию, это была ошибка летчиков.

— Мы, в отличие от наших агрессивных соседей, не расцениваем это как провокацию, — цитирует ТАСС главу Минобороны.

По словам Хренина, Беларусь не усиливает военное присутствие на границе после инцидента.

Считать ли произошедшее провокацией, а если да, то зачем она была нужна беларусским властям сейчас, перед угрозой железного занавеса с ЕС, Филин обсудил с политическим обозревателем Татьяной Ошуркевич.

Татьяна Ошуркевич

— Начнем с того, что пока у нас нет точной информации о том, что произошло. Зачем это понадобилось, если действительно имела место провокация с беларусской стороны? Стоит вспомнить, что Лукашенко – мастер провокаций. Поэтому верить утверждениям властей о «промахе» поляков, конечно, не стоит.

Зачем Лукашенко повышать градус эскалации сейчас? Думаю, он понимает, что полякам совсем не хочется рисковать, учитывая ситуацию в Украине. Пока что польские власти наблюдают и на словах угрожают ответными мерами.

Страны Запада понимают, что если какой-то ответ последует с их стороны, то Россия через Беларусь также как-то сможет ответить. По сути, это будет прямое вовлечение в конфликт, чего странам Запада не хочется.

Думаю, что Лукашенко это понимает, именно поэтому он пытается мстить, провоцировать западные страны и особенно Польшу теми методами, которые у него есть. Польские власти для него – личные врага, потому что именно Польша поддержала беларусских протестующих после 2020 года.

Если это провокация беларусских властей, может ли ее цель заключаться в отвлечении внимания от требований ЕС решить вопросы с нелегальными мигрантами и вагнеровцами? Со стороны выглядит как попытка перевода стрелок: «А ваш вертолет нашу границу пересек».

— Думаю, что для Лукашенко это хороший путь, чтобы показать, что не все так гладко в европейских странах. Он же тоже работает на свою аудиторию, его пропагандисты продвигают нарратив, что западные страны говорят о демократии, соблюдении прав человека, а посмотрите, как они сами нарушают международное законодательство.

И для Лукашенко это привычный пассаж, привычный метод воздействия на свою аудиторию: мол, мы просто вынуждены защищаться, а на самом деле виновники всего — западные страны.

Чего ожидать дальше?

— Реальная эскалация вряд ли нужна обеим сторонам. Полагаю, все останется на уровне взаимных уколов, пока дело не дойдет до настоящих угроз, настоящих провокаций, которые затронут польских жителей. Тогда действительно можно будет говорить о развязывании конфликта.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.5(17)