Политика
Руслан Горбачев, фото автора

«Все нормально, еще ни одного коммуниста мы не повесили»

Бэнээфовца и врача-травматолога Ивана Шегу в Слониме уважают и рабочий, и таксист, и кассир в общественном туалете. Как Иван Шега накормил хлебом и мясом жителей города, почему к лидеру БНФ отправила свою дочь секретарь избирательной комиссии и что в действиях оппозиции он считает дуростью – в новом проекте «Салідарнасці», посвященном самым ярким региональным политикам.

Иван Шега

Встреча с 50-тысячным Слонимом началась у меня с общественного туалета. На выходе мимоходом спросил у кассирши:

– Вы Ивана Шегу знаете?

– Это врач который? А как же! Я за него двумя руками за!

Удивленный такой эмоциональностью я зашагал дальше, не зная еще, что 56-летний руководитель Слонимской филии Партии БНФ пользуется среди большинства горожан авторитетом. Люди здесь без какой-либо напыщенности, поэтому и говорят о лидере БНФ просто. Примерно, как повстречавшийся мне таксист:

– Хороший он мужик. Я его 20 лет знаю. Когда он бэнээфовцем еще не был, то был нормальным. И теперь тоже нормальный. Людям помогает. Обратились с просьбой построить магазин – помог.

– Если он нормальный, что ж вы его депутатом не выбрали? – поинтересовался я, имея ввиду прошлогодние парламентские выборы.

– Да дело там темное. Они как захотят, так и посчитают.

И, надо сказать, никто «им» особо и не мешает. Жизнь идет своим чередом, и на ее уклад не влияют ни выборы, ни экономический кризис. Примерно о том же, стоя в своем кабинете в районной больнице, рассказывал врач-травматолог Иван Шега.

– На крупнейшем слонимском предприятии – картонно-бумажном заводе люди сейчас работают по 4 дня в неделю, а скоро собираются перейти на трехдневку. Но рабочие терпят, протестного настроения – мол, завтра мы выйдем на улицу и будем проводить митинги, — нет. Почему? Ну долготерпение это какая-то наша национальная черта. В общем-то она неплохая (это ведь один из божьих принципов), но у белорусов слишком уж сильная.

Иван Шега

Ежедневно на приеме у Ивана Шеги бывает до 60 человек

– До 2007-го вы четыре года являлись депутатом местного Совета. Пытались как-то пробудить эмоции у своих избирателей?

– Во время работы депутатом я не ходил с плакатами по улицам, а старался реабилитировать оппозицию: занимался конкретной работой.

В части города, где я живу, частный сектор сильно растянут и получалось, что на протяжении целых 6 автобусных остановок здесь не было магазина. Когда стал депутатом, люди пришли ко мне с просьбой, и строительство магазина для меня стало принципиальным вопросом. Я бабкам поставил задачу, они сами собрали подписи, я только все оформил, отредактировал и написал письмо в администрацию президента. В итоге магазин был построен, и люди остались очень довольны.

Иван Шега

Строительство продуктового магазина в частном секторе слонимчане в первую очередь считают заслугой Ивана Шеги

По той же схеме мы добились в моем районе заасфальтирования улочек и переулков. Или вот еще один пример: на слонимском вокзале работал магазин нашего винодельческого завода (помню-помню, в 18 лет мне там продали бутылку местного винца – Авт.), там всегда валялись пьяные. А между тем, там напротив находится детский садик! Власти пошли мне на встречу, магазин этот облагородили и сделали там бутербродную.

Хорошо, что у нас в городе есть независимое издание – «Газета Слонимская». Без него приходилось бы труднее. Мы с друзьями по партии, кстати, газете сильно помогли, когда их выселили из старого помещения и не хотели регистрировать новый юридический адрес. Мы организовали сбор подписей среди жителей (всего подписались около 600 человек) и написали в администрацию слезное письмо: мол, газета очень хорошая, очень много про спорт пишут (смеется – С.). И каждый день отправляли туда по 20-30 подписей. В конце концов, газета осталась в живых.

Хотя хитрости проходят не всегда. В проведении пикетов горисполком нам постоянно отказывает, и как-то мы решили в одной заявке написать – пикет будет проводиться в поддержку Александра Григорьевича и его политики сближения с Европой. И что вы думаете? Пикет не разрешили!

– Как вы оценили для себя итоги прошлогодних парламентских выборов? По набранным процентам среди демократических кандидатов вы заняли второе место в Беларуси: вам дали 30%.

– Мне дали 30% по городу, а вместе с районом получилось 25%. Но это и не важно – эта цифра абсолютно не соответсвует действительности. Месяц после выборов ко мне на приёме приходили люди и проклинали избирательную комиссию.

Но что мы могли сделать? Решили добиваться правды но одном конкретном участке, где по официальным данным за меня проголосовало всего 20 человек. Дело в том, что там руководителем комиссии был человек, у которого брат работает заместителем председателя Гродненского облисполкома. Он посчитал, что ему можно все, и решил меня опустить. А мы после выборов провели на участке опрос избирателей. И 80 человек не только устно, но и письменно подтвердили, что голосовали за меня. Я подал в суд, достал всех, но мой иск, конечно, остался не удовлетворенным. Иначе и быть не могло – власти бы таким образом создали неприятный для себя прецендент.

Иван Шега

Кабинет Ивана Шеги в своем доме его товарищи по работе называют «логовом БНФ»

В общем, урезали мне на выборах голоса, где только были в силах. Вот был я на фабрике пухо-перьевых изделий и после того, как там выступил, рабочие чуть забастовку не устроили – я рассказал им, как нужно жить, какие должны быть зарплаты, и у них был шок. Их директор под впечатлением мне даже потом честно признался: «На президентских выборах меня заставляют, и я «делаю» итоги голосования. А на парламентских выборах меня не заставляют». И правда: на этом участке я потом выиграл.

За доктора ведь всегда голосуют. А я к тому же хороший врач.

– Это и есть секрет вашего успеха?

— И это тоже. Я проработал в Слониме врачом почти 30 лет, каждый день на приеме у меня бывает 50-60 человек, поэтому многих знаю, многие со мной здороваются.

Правда, начальники ведут себя по-другому. Когда я во время предвыборной кампании пришел на стадион посмотреть на футбол, они старались обходить меня стороной. Со стороны это вглядело очень смешно.

Но как бы там ни было, ко мне обращаются если нужно. После выборов секретарь слонимской избирательной комиссии прислала ко мне на приём свою дочку. И правда: что я ей мстить буду в самом деле? (смеется – С.) Каждый же хочет попать к опытному врачу с репутацией – какая разница, в какой он партии.

А если дальше продолжить тему популярности среди избирателей… Вот партийные бонзы БНФ мне говорят: ты должен отстаивать на выборах идеи БНФ. Ну там где нужно было я отстаивал, но выпирать это я считал нецелесообразным. Хочет человек увидеть перед собой «памяркоўнага» кандидата, так ты и должен быть таким, а не кричать «давай, долой». А то на одной встрече у меня на полном серьезе спросили: «А правда, что когда БНФ придет к власти, он всех коммунистов повесит?».

– И что вы ответили?

– Сказал, что мы же сейчас в коалиции с калякинцами (Сергей Калякин – руководитель ПКБ), и еще ни одного из них не повесили, все нормально. В общем разрядил обстановку.

– Иван Иванович. Скажите честно: почему вас еще с работы не выгнали?

– А меня боятся трогать! Нужно просто быть авторитетным человеком, и не среди власти, а среди людей.

На следующий день после парламентских выборов с работы уволили руководителя моего избирательного штаба Ивана Бедко, работавшего фельдшером в наркологическом диспансере. Мы отправили жалобу в инспекцию труда, подключили юриста, написали в министерство. И они поняли – проще будет его восстановить на работе, чем оправдываться за условия труда .

После этого я распустил у себя на работе слух, что если меня уволят, то соберу 10-15 тысяч подписей и буду жаловаться во все организации. Главврач продлил мне контракт на 4 года. Хотя не знаю, может, он меня и любит…

А за Ивана Бедко было обидно: он потерял работу, а ему никто из руководства партии даже не позвонил. Иван плюнул на все и ушел с частью нашей районной организации в БХД. Я потом перед руководством этот вопрос поднимал: почему не поддержали человека? Они говорят – там мы про него везде за границей рассказывали. Получается, вы его хлопцы использовали.

Иван Шега

Помня о политике, врач-травмотолог не забывает и о поливке помидоров

– Как считаете, что нужно делать оппозиции, чтобы получить доверие у избирателей?

– Делать все, что можно. Есть избирательная кампания – ее нужно использовать, ведь это единственный момент, когда мы мы можем без препятствий проводить встречи с избирателями, ходить по домам. Поэтому когда начинают говорить про бойкоты – это дурость. А между избирательными кампаниями заниматься конкретной работой – я ведь смог что-то сделать.

Когда Иван Иванович уже провожал меня на вокзал, то высказал такую мысль: люди голосуют за того, кого они понимают. Лукашенко вот с их среды, а какой-нибудь профессор им очень далек. А я про себя отметил, что Иван Шега хоть и совершенно иного типа чем Лукашенко, но тоже что называется «из народа». Такой вот «каржакаваты» дядька из Валевки на Новогрудчине, который не любит трепаться, а спокойно и планомерно делает свою работу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)