Беседка
Тимофей Дзядко, «Ведомости»

«Все мои друзья уже не пользуются ЖЖ»

Основатель LiveJournal Брэд Фитцпатрик сейчас работает в Google инженером-программистом. Он не очень верит в монетизацию блогов и опасается, что ЖЖ скоро устареет. «Уже начинаются разговоры о том, что вместо смены социальных сетей каждый год или два года лучше переходить в разные сети, но при этом оставаться на связи», — сказал он, приехав в Москву.

Брэд Фитцпатрик

— Что на вас повлияло больше всего, когда вы создавали LiveJournal («Живой журнал», ЖЖ)?

— Я делал LiveJournal просто как проект для удовольствия, как свой собственный дневник. Его начали использовать мои друзья, затем — друзья друзей и т. д. А потом я случайно открыл регистрацию для всех остальных. В какой-то момент это стало слишком популярным сервисом для моего личного сервера, который просто не выдерживал и постоянно падал, и я купил новые серверы. Я обратился к людям, которые пользовались ЖЖ, и попросил денег [на покупку серверов], и они стали добровольно их присылать, ничего за это не получая. Затем я начал предлагать им работу, и LiveJournal стал бизнесом. Это произошло совершенно случайно.

— Вы создали ЖЖ, будучи студентом?

— Да, я занимался им летом [1999 г.] — после окончания школы и до университета.

— Когда вы поняли, что это может быть бизнесом?

— В конце 1999 — начале 2000 г., в это время я начал платить некоторым моим друзьям за техническую поддержку и ответы на вопросы. Мне приходилось покупать новые серверы каждые два месяца, и с этим тоже было связано много работы.

— Six Apart купила компанию Danga Interactive, владеющую ЖЖ, в 2005 г.?

— Да. Изначально это был Bradfitz.com, затем — LiveJournal, а потом — Danga.

— А какова была сумма сделки?

— Условия сделки — деньги и акции, я стал совладельцем Six Apart. Сумма не раскрывается.

— Но затем вы выкупили Danga (уже без LiveJournal) обратно?

— Да, когда я уволился из Six Apart [в августе 2007 г.], я спросил их, нужна им Danga, которую они уже никак не использовали, или я могу забрать ее обратно. Они согласились [ее вернуть].

— Почему, став акционером Six Apart, вы решили продать ЖЖ российской компании Sup Fabrik Александра Мамута и Эндрю Полсона?

— Когда Six Apart заключала первую сделку с «Супом», это была не продажа, а рекламный контракт (в октябре 2006 г. «Суп» получил лицензию на обслуживание русскоязычных пользователей ЖЖ. — «Ведомости»). Первый раз я приехал в Россию как раз из-за рекламного контракта между Six Apart и «Супом», и теперь я здесь снова — из-за контракта LiveJournal и Google. (Смеется.)

— То есть в следующий раз…

— Не стоит проводить таких параллелей. «Суп» лучше продавал рекламу в российской части ЖЖ, чем в США, и хотел делать больше. А Six Apart не уделяла так много внимания LiveJournal, не понимала [потребности] аудитории и хотела работать над другими проектами. Она специализировалась на покупке технологий, поэтому через восемь месяцев или год после заключения рекламного контракта они согласились продать ЖЖ «Супу». У «Супа» получалось намного лучше, поэтому это была выгодная сделка для обеих сторон.

— А как вы нашли покупателей?

— Я уже не помню. Я никогда не был вовлечен во все детали сделки. Я думаю, что «Суп» обратился к Six Apart, предложив рекламный контракт.

— Что вы можете сказать об опасениях пользователей из-за того, что ЖЖ купил российский бизнесмен Александр Мамут, а потом летом 2008 г. долю в самом «Супе» получил Алишер Усманов, который считается близким к Кремлю?

— Для меня достаточно удивительным оказалось то, что владельцы сервиса практически не контролируют базу данных и доступ к аккаунтам пользователей в России. Такова политика — они [руководство «Супа»] не хотят, чтобы регулирующих органов был подобный доступ. Все серверы находятся в США, там же — Abuse Team (служба, рассматривающая жалобы пользователей. — «Ведомости»). И они нанимают в эту службу русскоязычных людей в США. «Суп» как компания озабочены по поводу возможных параноидальных настроений своих пользователей даже больше, чем сами пользователи. Именно поэтому компания делает все, чтобы пользователи были спокойны.

— Но ведь теперь этот контроль на вытянутой руке, что можно использовать при необходимости. ЖЖ остается независимой платформой или нет?

— Что бы я ни говорил, российские пользователи все равно будут испытывать паранойю. Мы [ЖЖ] не предоставляем доступ к аккаунтам, и очень сомневаюсь, что предоставим, если к нам придут.

Другой вопрос в том, зачем специалистам ФСБ приходить за серверами, даже если бы они стояли не в Монтане (Калифорния, США), а Москве? Им намного проще прийти к интернет-провайдерам и в дата-центры.

— Как вы относитесь к тому, что из-за записей в ЖЖ могут засудить в России? Например, блоггера Савву Терентьева из Сыктывкара осудили за высказывания о местной милиции.

— Если бы вы прогуливались по Красной площади с какими-нибудь противозаконными (или неподобающими) надписями, выкрикивая лозунги, вас бы тоже арестовали. Почему вы считаете, что в вашей стране должно быть больше свободы в интернете? Это проблема не ЖЖ, а свободы слова. Это функция местного правительства.

— Вы по-прежнему входите в наблюдательный совет LiveJournal. Что вы думаете про ЖЖ сегодня? Согласны с последними решениями «Супа»?

— Они [руководство «Супа»] мне рассказывают, что делают. Последнее — запуск чата с Microsoft. У LiveJournal уже была система чатов, базирующаяся на открытом протоколе Jabber, которая совместима со всеми системами, в том числе с Google Talk и др. Вместо этого они запустили новую систему, которая совместима только с Microsoft…

В Google я как раз работаю над тем, чтобы связать воедино различные интернет-ресурсы, социальные сети с различными платформами, для того, чтобы они работали вместе [и были совместимыми]. Так же, как для электронной почты не важно, используете вы адрес на Mail.ru, Gmail или каком-либо другом сервисе, вы можете получать письма с любого из них. Все социальные сети будут работать схожим образом. Лет через 20 такие компании, как Twitter, Facebook и др., адаптируют свои протоколы. Как член наблюдательного совета, я говорю LiveJournal, что это [адаптация протоколов] важная вещь, которую нужно сделать. LiveJournal всегда была очень инновационной компанией, эта компания первой предложила открытую регистрацию (open ID), которая теперь считается стандартом в индустрии, технологию push, которая распространяет обновления на разных сайтах. И я был бы рад, если бы LiveJournal продолжала в том же духе.

— Есть ли у вас данные, сколько пользователей ЖЖ использовали прежнюю систему чата?

— Нет, у меня больше нет доступа к такой информации.

— Какие другие решения менеджмента «Супа» вы поддерживаете или, наоборот, не одобряете?

— Я не вовлечен в принятие решений и даже не всегда обращаю внимание, я просто продолжаю пользоваться [ЖЖ].

— Вы по-прежнему активный пользователь?

— Сейчас я делю свое время в блогах между разными сайтами. Я не использую LiveJournal так часто, как это было раньше (последняя запись в ЖЖ на Brad.LiveJournal.com датируется 15 сентября 2009 г. — «Ведомости»), потому что все мои друзья им уже не пользуются.

— Почему?

— Это проблема, из-за которой я злюсь на то, как это все (социальные сети и блог-платформы — «Ведомости») работает. С открытыми протоколами неважно, пользуются ли ваши друзья тем же ресурсом что и вы — потому что достаточно иметь один аккаунт в какой-то сети и вы сможете получать обновления и взаимодействовать с другими ресурсами. Если вы используете какой-то сайт, который вам нравится, не важно, какой сайт используют ваши друзья.

— Как вы думаете, в чем причина перетока пользователей из LiveJournal и с других блог-платформ в социальные сети, такие как Facebook, «Одноклассники» и «В контакте»?

— LiveJournal была одной из первых [на этом рынке]. Она была такой же прогрессивной, как Twitter сейчас. Это факт, в США я наблюдал, как пять социальных сетей набирали популярность, а потом ее теряли. Люди выбирают ту или иную сеть, потому что это модно, и она перестает быть модной, когда ваша мама заводит там аккаунт. Это неправильно — выбирать надо функционал сети.

— Означает ли это, что в будущем LiveJournal станет таким анахронизмом?

— Не знаю. Боюсь, что да, если он не будет совместим ни с чем другим. Это необходимо для сайтов, если они не хотят умереть. Например, сеть MySpace была очень популярной, теперь ею никто не пользуется (летом 2009 г. компании пришлось закрыть офисы в России и еще нескольких странах. — «Ведомости»). Некоторым людям уже надоедает Facebook. Затем пользователи переходят в Twitter, но он может оказаться слишком медленным. Поэтому уже начинаются разговоры о том, что вместо смены социальных сетей каждый год или два года лучше переходить в разные сети, но при этом оставаться на связи [не набирая снова контакты]. Возможно, так и будет.

— То есть речь идет об открытой социальной системе (open social)?

— Open social — это только часть ответа, одна из 10 разных технологий, с помощью которых можно решить проблему.

— Сколько времени уйдет на то, чтобы убедить владельцев разных блог-платформ и социальных сетей объединиться?

— У всех, разумеется, разная мотивация относительно адаптации, открытого ПО. Все опасаются, что потеряют пользователей, и других последствий, с этим связанных. Это тонкая работа — убеждать в том, что опасаться нечего. Некоторые говорят, что присоединятся к инициативе только в случае согласия конкурентов.

— Есть вероятность, что вы в этом преуспеете?

— Я думаю, что это произойдет. Я настроен оптимистически.

— Что вы думаете про партнерство Google с LiveJournal в области монетизации блогов, о котором было объявлено вчера? Сколько денег на этом можно будет заработать?

— Я не занимаюсь рекламой в Google. И никогда этим не занимался в LiveJournal.

— Тем не менее какую часть рекламного рынка, по вашему мнению, смогут занять социальные сети и блог-платформы?

— Я не слышал, чтобы у кого-нибудь [из социальных сетей] это получилось. Каждый жалуется на это [рекламу в блогах], так как [социальные сети] не понимают, что нужно пользователям. За покупками они идут на Amazon.com, а для поиска — в Google.

Когда пользователи просто общаются с друзьями, это не самое лучше время для рекламы. Я думаю, что это по-прежнему открытая проблема, над которой работают Google и др. Они разрабатывают технологии, с помощью которых можно распознавать, насколько эта реклама релевантна для конкретного блога или социальной сети и при этом не раздражает пользователей. Это вызов. И у Google уже есть определенный опыт, потому что он предоставляет возможность монетизации блогов уже около года, например делал это с MySpace.

— Монетизация блогов — утопия или нет?

— Было бы глупо утверждать… Блог — это форма общения, как и электронная почта и IM (Instant Messenger, служба мгновенных сообщений. — «Ведомости»). Как я могу монетизировать мою почту или мессенджер?

— Некоторые сервисы электронной почты монетизируются: письма сопровождаются рекламой.

— Но многие люди используют почту для общения, например Outlook (программа Microsoft, которая устанавливается на компьютер и не содержит рекламы. — «Ведомости»).

Фитцпатрик о новой работе

«Google позволяет мне заниматься тем, чем я хочу, дает компьютер, и я могу получать удовольствие. Они мне дают работать над открытым программным обеспечением и протоколами, а также вести переговоры с другими компаниями. До тех пор, пока они мне платят и я делаю то, что мне нравится, меня все устраивает. Но я не исключаю: если появится что-нибудь очень клевое, чем Google не разрешит мне заниматься, то это не проблема [покинуть компанию]».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)