Филин

Юлия Кот

«Все бы было ничего, если бы не искусственное создание тепличных условий для отечественных производителей»

Экономист Анастасия Лузгина — о текущих выгодах и неочевидных опасностях льготного потребительского кредитования в Беларуси.

В Беларуси растет объем потребительского кредитования. По словам премьер-министра Романа Головченко, общий объем льготных кредитов «На родныя тавары», выданных с начала года, составляет почти 160 миллионов рублей.

Наибольшим спросом из 75 товарных групп, на которые распространяется программа льготных кредитов, у беларусов пользуются техника и мебель. Но в правительстве думают расширить возможности — добавить в том числе частные компании, повысить лимит с 300 до 500 базовых величин, чтобы в кредит можно было покупать изделия деревообработки, например, садовые домики.

Для чего беларусские власти запустили и продолжают такой аттракцион неслыханной щедрости, кому выгодны льготные кредиты и почему в перспективе небезобидны для экономики, Филину разъяснила экономист Анастасия Лузгина, старший научный сотрудник центра BEROC.

Анастасия Лузгина. Фото: Белсат

— Потребителям, конечно, льготные кредиты в беларусских рублях удобны и приятны. А производителям?

— Для них это тоже плюс. Ведь эти кредиты направлены именно на покупку отечественных товаров, купить по ним, к примеру, импортную стиральную машинку не получится.

И все бы было ничего, если бы не искусственное создание комфортных, я бы даже сказала, тепличных условий для отечественных производителей. Они в данном случае имеют преимущества, которых нет у других поставщиков (в том числе у предприятий из «дружественных» стран — Китая, России и других).

А это означает неравенство и ограничения на внутреннем рынке в Беларуси. И в долгосрочном периоде постоянная поддержка, создание чрезвычайно мягких условий для отечественных производителей чревато тем, что эти предприятия начинают терять конкурентоспособность, потому что привыкают: им создают условия, стимулируют сбыт, выдавая населению кредиты по хорошим, удобным ставкам.

Второй момент, на который обращает внимание экономист, — сугубо отрицательный. Коль скоро растет потребительское кредитование, а правительство планирует и дальше расширять перечень товаров для него и лимитов по кредитам — спрос вырастет, и со временем увеличивается давление на цены. А они, как мы помним, в Беларуси довольно жестко регулируются государством. И что выходит?

— Потребление растет, зарплаты растут — а цены при этом повышаются, но очень постепенно, насколько позволяет госрегулирование. И если такие навесы создаются и действуют долгий период времени — это увеличивает риски ускорения инфляциив будущем, — объясняет эксперт.

Сейчас эти риски также присутствуют, но они контролируемые. Однако чем дольше будут сохраняться рост кредитования, рост зарплат, стимулирование внутреннего спроса — инфляционные риски чудесным образом никуда не исчезнут, а только возрастут.

Хотя и переоценивать влияние льготного кредитования на будущую инфляцию не стоит, добавляет Анастасия Лузгина:

— Судя по данным Нацбанка, если в мае сохранились те же темпы кредитования, как и в первые четыре месяца, то краткосрочных кредитов в Беларуси за январь-май было выдано примерно на 1 миллиард. 160 миллионов — 15-16% от этого объема. То есть, они играют определенную роль, но не слишком значительную — если посмотреть на потребительскую корзину, то при росте доходов люди все-таки предпочитают брать импортные товары, ту же бытовую технику.

— То есть, эти льготные кредиты — попытка поддержать отечественных производителей в теперешних условиях?

— Безусловно.

В самом по себе кредитовании нет отрицательного влияния на экономику. Правительства ряда стран периодически прибегают к этому или подобным стимулирующим мерам, — если в какой-то отрасли есть проблемы или нужно простимулировать ее развитие (например, производство солнечных батарей), мягкие условия кредитования или субсидии от государства могут задать темп роста.

Но — это должно быть, на мой взгляд, кратковременной мерой. Если же это происходит постоянно, как в Беларуси, вместо развития предприятий и целых отраслей происходит еще большее снижение их конкурентоспособности.

В какой-то мере, отмечает Анастасия Лузгина, подобное стимулирование внутреннего рынка — мера вынужденная, ведь из-за санкций большинство европейских, западных рынков для беларусских производителей потеряно, а российский рынок хоть и большой, но там хватает конкурентов — самих россиян, а также китайцев.

Пока спрос на беларусские товары в РФ еще высок, но постепенно, экономический рост будет замедляться, что также затруднит продвижение беларусской продукции на российский рынок.

— Льготное кредитование позволяет несколько переложить спрос с внешних рынков на внутренний и тем самым оказать поддержку отечественным предприятиям. Но в среднесрочном периоде в целом для экономики это не очень хорошо, потому что несет риски снижения конкурентоспособности беларусских товаров и усиления инфляционного навеса, — резюмирует экономист.