Общество

Тамара Шевцова

Врач, задержанный на марше пенсионеров: «Каждого умного человека Лукашенко рассматривает как потенциального врага»

12 октября после акции протеста пенсионеров Олега Дарашкевича задержали у дома. Он успел рассказать «Салiдарнасцi», что в Партизанском и Первомайском РУВД, куда его перевозили, отношение к нему было уважительное. Затем его доставили на Окрестина – впереди суд.

За день до его задержания «Салiдарнасць» поговорила с врачом, который регулярно и бесстрашно выходит на протесты.

Олег Дарашкевич на марше пенсионеров 12 октября

— Так получилось, что почти сорок лет назад мне пришлось встретиться с Александром Лукашенко лично, — рассказывает врач, руководитель проекта по ранней диагностике заболеваний человека ПВТ Олег Дарашкевич. — Лукашенко тогда был депутатом ВС БССР от Могилевской области и категорически выступал за отселение всех жителей с территорий, получивших хоть какое-либо радиоактивное загрязнение в результате  Чернобыльской аварии.

По тогдашним оценкам, переселить нужно было более двух миллионов человек, то есть пятую часть белорусов. А первый секретарь Могилевского обкома партии Василий Леонов рассчитывал за счет использования новых сельскохозяйственных технологий, которые проходили апробацию на нашем предприятии по ликвидации последствий аварии, сделать на загрязненных территориях безопасной хозяйственную деятельность. И он предложил мне поговорить с Александром Лукашенко, приведя медицинские и научные доводы, чтобы тот смягчил свою позицию.

 Нашу встречу Леонов организовал в кафе гостиницы «Октябрьская» в Минске. Во время разговора меня поразило то, что Лукашенко вообще не смотрел мне в глаза, и я даже после сказал об этом Леонову. Лукашенко  смотрел мимо меня. И выслушивал меня с явным неудовольствием. Было видно, что для него любое высказывание, которое не совпадало с его видением, неприятно.

Не знаю, связано это или нет, но после его избрания президентом наше предприятие было ликвидировано, а я сам вынужден был почти десять лет находиться вне Беларуси.

Интересно, что недавно Александр Григорьевич  резко изменил свою позицию и даже заявил, что он всегда говорил, что не надо отселять людей, а надо вести хозяйственную деятельность на загрязненных территориях, — рассказывает Олег Николаевич.

Все прошедшие годы он продолжает заниматься научной и исследовательской деятельностью. События последних месяцев, признается, возмутили его до глубины души.  

— Я долгие годы, как и многие, не интересовался политикой, жил своей жизнью, часто бывал за границей, только по служебным делам посетил более 50 стран. Но в деятельности руководства Беларуси меня многое раздражало.

Например, хамское поведение лидера европейской страны. И я видел, как постепенно практически все остальное руководство становилось таким же, то есть шла негативная селекция.

Безусловно, в его окружении есть умные люди, но они старательно «мимикрируют под дураков». Потому что каждый, кто хоть немного проявляет самостоятельность, тут же лишается поста.

Каждого умного человека он рассматривает как потенциального врага. Это я видел и раньше. Но всегда, как и большинство, молчал.

Мне всегда было понятно, что все благополучие белорусского режима строилось на российских дотациях. А за свои провалы Лукашенко имеет привычку переваливать вину на кого-то и прилюдно его отчитывать, дескать, я тебе говорил сделать хорошо, а ты все завалил. Хотя все выполняют только его поручения. Эта демагогия меня тоже раздражала.

И вдруг Валерий Цепкало, заявив о своих президентских амбициях, в первом же обращении сказал: «Мне надоело хамство во власти!». Эти слова Цепкало меня «зацепили» и я решил примкнуть к его инициативной группе по регистрации кандидатом в президенты, — рассказывает собеседник «Салідарнасці».

Он вспоминает, что во время сбора подписей пикеты многих кандидатов находились рядом, но члены разных инициативных групп не соперничали, потому что все подходившие, как правило, говорили: «Подписываемся за всех, кроме одного».

— Я — ученый по призванию и всегда стремился к познанию истины. Особенно в естественных науках ложь неприемлема. И когда я увидел, какими лживыми способами власть расправляется с наиболее значимыми альтернативными кандидатами, меня это сильно возмутило.

Самих выборов просто не было!  Был сплошной фарс, выдаваемый в госСМИ за «волю народа». Ну, а когда объявили 80% за Лукашенко и 10%  за Тихановскую — это вообще был плевок в лицо всем честным людям Беларуси, — объясняет Олег Николаевич свою позицию.

Крайняя степень возмущения происходящим заставила собеседника временно снизить исследовательскую активность и выйти на уличные протесты с плакатами.

Олег Дарашкевич на марше 4 октября

— Я уверен, что приказ о жестком подавлении протеста людей исходил с самого верха. Но и белорусские силовики тоже «отличились». Даже гестаповцы нацистской Германии так не издевались над своими соотечественниками, как это делали белорусские правоохранители в судах и следственных изоляторах. Поэтому я стал врагом режима и пока режим не рухнет, не успокоюсь.

Я знаком со многими выдающимися зарубежными учеными и постоянно сообщаю им о том, что у нас происходит. Интересно, что мои российские коллеги многое узнают именно от меня, потому что в самой России очень сильна «пролукашистская» пропаганда.

Раньше я уважал Владимира Владимировича, воспринимал его как патриота России. Он привлекает яркие личности к руководству страны, в отличие от Лукашенко, который отбирает людей по принципу личной преданности. Но сейчас мое отношение к Путину изменилось, — говорит Дарашкевич.  

Мужчина признается, что на акциях с удивлением для себя увидел много честных и отважных людей, и уверен, что они, как и он сам, не отступят:

— Я горд за белорусов! Для меня стало открытием такое огромное количество свободных людей. Раньше я был уверен, что мы все такие тихие, «памяркоўныя».

По этим людям видно, что они не отступят, что готовы рисковать даже своим здоровьем и свободой за то, чтобы честность стала доминантной в нашей жизни.

Я общаюсь со многими белорусами  и знаю, что на большинстве промышленных предприятиях идет «итальянская забастовка», экономическая ситуация стремительно ухудшается. Очевидно, что все окружение Лукашенко ненавидит его, хотя и боится что-то предпринять против него. Но я думаю, в любом случае режим рухнет. На штыках долго не продержишься.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(163)