Политика

Руслан Горбачев

«Вот такие дела». Послание Лукашенко для Путина: три главных пункта

Выступая в Шклове с очень эмоциональной речью по поводу отношений с Россией, глава Беларуси пытался не только заработать очки в глазах внутренней аудитории (мол, кто еще защитит, этот клочок земли, если не он), но и словно обращался к Владимиру Путину.

Фото РИА Новости

Месседжи Александра Лукашенко в адрес Кремля новыми не назовешь, они в разной форме уже озвучивались. Но, пожалуй, впервые с начала очередной «нефтяной войны», глава Беларуси высказался комплексно, что тянет на послание российскому коллеге.

В выступлении Лукашенко можно выделить три главных пункта. В чем он желает убедить Путина?

Беларусь готова закупать у конкурентов более дорогую нефть и частично перекрыть транзит через «Дружбу»

Глава Беларуси рассказал о путях альтернативных поставок нефти: через порты в Балтии и Польше, а также через порт в Украине (когда-то так доставляли венесуэльскую нефть).

При этом Лукашенко дал понять, что готов пока переплачивать: «Мы начали тестировать эти маршруты, хотим посмотреть, что получится на самом деле. Какие у нас будут потери по сравнению с нынешней ценой российской нефти».

Но особенно интересным выглядел рассказ главы государства о возможных поставках из Польши.

– Второй маршрут мы прорабатываем из Гданьска. По Польше. Но нужно будет забрать нефтепровод «Дружбы» и реверсом в обратную сторону поставлять нефть в Беларусь. Сейчас они (Россия – прим.) по «Дружбе» качают 70 млн тонн нефти для нас и Европы, продают там через нас нефть, – заявил Лукашенко, уточнив, что «забрать» могут одну из трех труб «Дружбы».

Беларусь может попросить Россию заплатить за «военные базы»

Из уст главы государства прозвучала и другая угроза, которая вопросов поставок нефти напрямую на касается.

– Они захотели, чтобы мы платили (высокую цену на нефть – прим.), – мы будем платить. Но и мы, ведя переговоры по всем направлениям (мое указание правительству), будем говорить: все, что стоит, за это надо платить. Я просто пример приведу, не хочу чтобы некоторые думали, что я по безопасности начинаю прижимать, совместной обороне. У них две военные базы на территории Беларуси. Мы с них ни копейки, ни цента не взяли за эти базы. В Казахстане (такой же союзник российский) за Байконур они платили 190 млн долларов. Сейчас 160. Плюс за содержание города. Где-то в районе 300 млн долларов получается. Вот такие дела, – заявил Лукашенко о своем козыре.

Под военными базами он очевидно подразумевал радиолокационную станцию под Ганцевичами и узел связи в Вилейке.

Руководство Беларуси надеется на милость Путина

Несмотря на всю воинственную риторику, обращает на себя внимание тот факт, что в своем выступлении Лукашенко говорил о российском президенте очень уважительно, несколько раз использовав оборот «Владимир Владимирович».

Видимо, глава Беларуси дает понять Путину, что не сжигает мосты и надеется на его милость: «Мы не хотим излишне напрягать нашего главного союзника. Это действительно наш главный союзник. Может, образумятся и вернутся к нормальным отношениям. Мы хотим работать с ними, но на равных условиях».

Как оценят выступление Лукашенко в Москве? Пока по-прежнему мало оснований считать, что угрозы воспримут всерьез, а не как блеф. Более выгодных вариантов поставок нефти белорусское руководство не нашло и вряд ли долго будет в состоянии сорить деньгами, гордо отказываясь покупать российские энергоресурсы на новых условиях.

Если же Минск попытается выставить Москве счет за военные объекты, то последствия такого шага могут быть непредсказуемыми. У России гораздо более длинный список льгот для Беларуси, сокращение которого может больно ударить по союзнику.