Экономика
Ирина Крылович, «Белрынок»

Вопросы, которые могут «зацепить» МВФ при выдаче кредита Беларуси

Встречаясь с Александром Лукашенко, первый вице-премьер Василий Матюшевский в очередной раз дал надежду на скорое разрешение вопроса о предоставлении кредита Беларуси со стороны МВФ.

«Надеемся, что в ближайшее время войдем в программу с фондом – в январе – начале февраля», – заявил тогда Матюшевский.

И до, и после этого высказывания было принято немало решений, которые, очевидно, принимались во многом с надеждой на вход в программу МВФ.

Как уже писал БЕЛРЫНОК, сложившаяся практика выделения кредитов со стороны МВФ требует от властей некоторых конкретных действий еще до принятия решения о выдаче кредита, и, судя по всему, миссия МВФ, которая осенью 2015 года уехала, чтобы еще раз «подумать», высказала некоторые пожелания насчет этих превентивных действий.

Обобщив опыт получения прошлого кредита, отчеты мониторинговых миссий МВФ в прошлые годы и те рекомендации, которые неизменно давал нашей стране фонд на протяжении последних 6-7 лет, попробуем выделить основные вопросы, которые могут «зацепить» МВФ при выдаче кредита Беларуси.

Курсообразование

У всех в памяти осталось одно из спорных требований МВФ при выдаче кредита в 2009 году – о разовой девальвации на 20%, чтобы хоть немного уменьшить ту дыру в виде дефицита текущего счета платежного баланса, которую необходимо было «залатать» кредитом. Сегодня дефицит текущего счета невелик, но есть другая статья, которую теперь нужно закрывать внешним финансированием: это выплаты по госдолгу.

Низкий уровень золотовалютных резервов создает опасность их полной потери в случае, если одновременно из резервов будут и поддерживать курс, и выплачивать внешние долги. В связи с этим в последние годы МВФ не раз призывал Нацбанк перейти к гибкому курсообразованию, каждый раз указывая на то, что нужно действовать «еще гибче».

Надо сказать, что на прошлой и текущей неделе Нацбанк продемонстрировал весьма внушительную «гибкость» курсообразования, допустив значительные колебания курса вслед за падением, а затем – подъем рубля. Некоторую сумятицу внесли заголовки о том, что Нацбанк вновь перешел к административному регулированию курса, направив банкам письмо о необходимости соблюдать коридор отклонения в размере плюс-минус 2% для курсов в обменных пунктах. Однако это решение как раз находится в русле требований МВФ, который большее отклонение может рассматривать как множественность курсов. Так что пока можно считать, что по этому пункту Нацбанк получит «зачет», конечно, если ситуация на рынках позволит удержаться от еще большего обвала.

Ценовое регулирование

Одним из переходящих из отчета в отчет требований МВФ являлась отмена ценового регулирования. Недавно Совмин принял поистине историческое решение, упразднив список социально значимых товаров. Интересно, что постановление подписано 11 января, то есть именно в тот день, когда первый вице-премьер ходил на прием к Лукашенко. Спрашивал разрешения на подписание данного постановления или уже докладывал? Так или иначе, этот пункт МВФ однозначно может зачесть правительству в плюс.

Тарифы для населения

Субсидирование тарифов на ЖКУ и общественный транспорт было камнем преткновения на переговорах с МВФ и другими кредиторами все предыдущие годы, и в этот раз, похоже, фонд решил поставить довольно жесткие условия и довести уровень возмещения населением тарифов на ЖКУ до 100% за полтора года, хотя белорусское правительство хотело это сделать за пять лет. Удалось ли договориться о компромиссе и выторговать еще хотя бы годик, пока сказать сложно, но декабрь и январь были отмечены множеством решений в этой сфере.

Сначала пришла весть об отмене льготы по НДС для тарифов на электроэнергию и газ для населения, что обеспечило их подъем на 20%. 31 декабря был подписан Указ № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», который должен привести к тому, что «возмещение затрат на техобслуживание жилья в Беларуси вырастет до 80% без роста стоимости услуги», – прокомментировали власти.

На самом деле речь идет о том, что из платы за техобслуживание выводятся статьи по уборке подъездов и платы за освещение, также разделены статьи по оплате лифта. За новые статьи население будет платить отдельно и «по полной программе», но сколько – пока не совсем ясно. Такой вывод можно сделать из инфографики на сайте Минжилкомхоза, который носит название «Портал коммунальной грамотности населения». Очевидно, что полную коммунальную грамоту население освоит только тогда, когда получит новые счета на оплату за январь.

В них мы также увидим, как отразятся на каждой квартире повышения последних дней: тарифы на отопление и горячее водоснабжение выросли на 33%, причем с 1 января.

Что касается общественного транспорта, то с городским разобрались еще в декабре, а железнодорожный продолжает дорожать на глазах.

Похоже, и по этим статьям мы не сказали МВФ «нет».

Зарплаты

Ограничение роста заработной платы, прежде всего бюджетников, всегда было и остается неизменным требованием МВФ для поддержки финансовой стабильности. Ну с этим пока и так все «нормально» ввиду затяжного экономического спада. Зарплата в декабре, по данным Белстата, составила 7.424.092 рубля. При этом Белстат впервые ограничился в своей сводке сравнением с ноябрем 2015 года, отметив лишь, что она выросла на 10% за месяц.

Между тем по сравнению с декабрем 2014 года зарплата выросла на 9%, что с учетом инфляции за год в размере 12% говорит о снижении реальной заработной платы. Несмотря на повышение с 1 января «минималки», которая на самом деле была всего лишь проиндексирована, можно ожидать уменьшения зарплаты в январе по сравнению с декабрем, во-первых, из-за длинных праздников, во-вторых, из-за отсутствия премий, которые выплачиваются в конце года.

Так что, можно сказать, и здесь условие выполнено.

Показатели

Еще одной новеллой дискуссии экспертов МВФ с правительством и президентом всегда были показатели, которые предъявляли экономике для выполнения, причем, как правило, без всякой привязки к реальности.

Надо отметить, и тут тоже постарались. Ушли в прошлое такие термины, как «показатели» или «параметры» прогноза, и в декабре 2015 года Александр Лукашенко подписал указ о «задачах» социально-экономического развития, причем поставил их не перед экономикой в целом, министерствами, ведомствами или предприятиями, а всего лишь перед правительством и Нацбанком, которые, впрочем, должны по вертикали вниз эти задачи поставить перед руководством, в том числе и на госпредприятиях. Прогноз скромный, условно положительный. Бюджет также принят минималистичный, даже не бездефицитный, как того требует МВФ, а с профицитом, чтобы на всякий случай собирать туда средства на погашение внешнего долга. Отказавшись еще год назад от повышения НДС, на что всегда весьма благосклонно смотрел МВФ, прикрылись дополнительным контролем за его уплатой и усилением налогообложения физлиц.

С натяжкой, но и этот пункт можно зачесть.

«Дорожная карта»-2016

Совмин с Нацбанком в развитие указа о «задачах» уже выпустил «комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Беларуси в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности», то есть «дорожную карту».

Из того, что может заинтересовать МВФ, отметим продолжение переговоров о вступлении в ВТО, а также ограничения по господдержке. Так, планируются установление ежеквартальных предельных показателей портфеля активов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (явно вписано под натиском МВФ) и оптимизация льготного кредитования государственных программ и мероприятий в 2016 году, в том числе установление предельного лимита на I квартал 2016 года в объеме 4,75 трлн. рублей. Такой лимит устанавливается уже не первый год, но в этот раз установлен он только на первый квартал – очевидно, был согласован с фондом.

Также, вероятно, с подачи МВФ уже в первом полугодии планируется разработать закон «Об инвестиционных фондах» и осуществить меры по финансовому оздоровлению и реформированию устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, предусматривающие среди прочего создание ОАО «Агентство по управлению активами» и передачу ему активов банков, сформированных при кредитовании устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.

Создание агентства – без сомнения, рекомендация, а может, и жесткое требование МВФ. Особенно с учетом того, что срок подготовки соответствующего проекта указа в плане стоит до 1 февраля 2016 года. Возможно, текст уже был заранее согласован с фондом. Посмотрим, успеют ли его положить на стол президенту.

И хотя в плане довольно мало реальных мероприятий и немало того, что свидетельствует о желании сохранить ручное управление экономикой, все-таки в случае выполнения названных нами пунктов и быстрого принятия соответствующих постановлений и указов это может быть принято к зачету.

Приватизация

Приватизация когда-то была очень важным и наиболее острым вопросом на переговорах с МВФ. Но на этот раз, по словам А. Лукашенко, они даже не требуют приватизации. И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, а именно: конъюнктура, как экономическая, так и геополитическая. Стоимость большинства белорусских предприятий резко упала из-за отсутствия спроса на их продукцию, прежде всего в России.

В самой России с деньгами тоже не очень, так что покупать дорого они не станут, но будут давить так, еще больше сужая рынок для белорусских товаров, что придется бесплатно отдать. Других инвесторов на горизонте не видно, опять-таки из-за сужающегося рынка в России и санкций. Так что пока можно продавать по мелочи, всякий непрофильный обанкротившийся хлам за одну базовую величину или за небольшие деньги, если кто-то купит.

В принципе, в плане правительства и Нацбанка так и записано, а также предполагаются принятие концепции управления государственным имуществом на период до 2020 года и ее реализация в соответствии с утвержденным графиком, подготовка комплексной стратегии реформирования и реструктуризации государственных предприятий. Конечно, это всего лишь планы и концепции, но на начальном этапе можно и с этим согласиться, что МВФ уже не раз делал.

К тому же нужно что-то оставить еще на последующие переговоры, когда будут приниматься промежуточные решения по выделению траншей, а может, еще понадобится просить и об увеличении суммы кредита.

Пенсионный возраст

На будущее оставлен, судя по всему, и вопрос о повышении пенсионного возраста. В декабре казалось, что процесс будет запущен вот-вот. Надо срочно с этим что-то решать, ведь бюджет фонда соцзащиты исполняется с дефицитом, и уже все готово к тому, чтобы посоветоваться с населением.

Но уже в январе ситуацию откатили назад. Не очень уверенно, но из уст чиновников прозвучало: в 2016 году решение о повышении пенсионного возраста приниматься не будет. Не было и масштабного опроса. Появились лишь утечки информации от социологов: народ вроде и не против, но хотел бы, чтобы это был постепенный переход. То есть прибавлять в год по году, например.

И оказалось, что надо все хорошенько просчитать. Ведь средняя пенсия как-никак меньше средней зарплаты, так, может, в условиях снижения производительности труда оставлять на рабочих местах дополнительное количество людей, чтобы платить им зарплату, или это экономически нецелесообразно?

А тут еще появились идеи сократить декретные отпуска на год. Здесь нужно пройти очень тонко. Одновременно выбросив на рынок труда и молодых матерей, и потенциальных бабушек, можно не только увеличить безработицу, но и излишне напрячь систему дошкольного образования. Возможно, решили подождать и подумать о том, можно ли будет увидеть хоть какие-то признаки экономического спада в 2016 году, а уже потом думать о пенсии.

Впрочем, решение о пенсиях все же было принято, то есть решение о поэтапном увеличении стажа для выхода на пенсию. Так что пенсионный возраст для некоторых граждан может увеличиться естественным путем.

Когда же?!

Итак, в целом правительство и Нацбанк приняли достаточно решений, чтобы обосновать свою готовность выполнять требования МВФ.

Правда, МВФ сейчас не совсем до нас. Там началась процедура перевыборов директора-распорядителя МВФ. Очень некстати. Ведь именно с Кристин Лагард договаривался Лукашенко. Впрочем, она все равно проработает до лета, к тому же ей прочат второй срок. Но будет ли МВФ заниматься Беларусью во время перевыборов своего «президента»? Вопрос вроде бы должен решиться до 3 марта.

На самом деле у МВФ есть и еще одна причина для того, чтобы отложить вопрос о выделении Беларуси кредита на начало марта. В феврале будет приниматься решение о том, продлится ли замораживание санкций для Беларуси, а может быть, их и вовсе отменят. Напомним, санкции были приостановлены после президентских выборов на 4 месяца – до 29 февраля.

С другой стороны, у Беларуси появилась причина поторопить МВФ – помогла Россия, заявив, что у нее нет денег на новые межправительственные кредиты. Так что можно все-таки фонду намекнуть, что деньги нужны срочно.

А ведь они действительно нужны очень срочно. С размером ЗВР чуть больше 4 млрд. долларов и перспективой дальнейшего ослабления курса российского рубля мы долго не протянем.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)