Выборы-2020

Татьяна Гусева

Военный эксперт – о брутальном разгоне: «События прошли по сценарию силовиков»

Александр Алесин – о протестах в день президентских выборов и массовых задержаниях по всей стране.

Фото Игоря Мелешко

– Ничего неожиданного ведь не произошло,  – прокомментировал в интервью «Салідарнасці» итоги 9 августа военный эксперт Александр Алесин. – На самом деле власти обещали это. Мы помним посещение Лукашенко третьей бригады спецназа МВД 3214 в Уручье, где мы видели репетицию этих событий, где нам показали эти машины с решетками-расталкивателями, применение гранат со слезоточивым газом и светошумовых гранат.

Нам показали и построение милиции с дубинками, как она будет врезаться в толпу демонстрантов, рассекать их, делить на части, на небольшие группы, и потом задерживать. В общем, было сказано однозначно, что жалеть никого не будут.

То же самое глава государства сказал, когда вышел с избирательного участка: наказание будет мгновенное. Ну, и наконец, он сказал, что никто не вправе противодействовать силам правопорядка, отбивать задержанных, сопротивляться, оказывать физическое сопротивление, иначе они получают карт-бланш на применение самых суровых мер физического воздействия.

Мы знали, что эти части и подразделения внутренних войск, спецназа, ОМОНа будут сосредоточены в ключевых местах. Как и то, что в рядах организаторов протестующих и даже среди активных участников будет агентура спецслужб. Об этом недвусмысленно говорилось. Поэтому случилось то, что было обещано.

По мнению эксперта, в 2010 году власти были застигнуты врасплох и не успели организоваться.

– Протест был массовый, во многом стихийный и неожиданный даже для самих организаторов, которые потеряли контроль над протестом.

Стихийные протесты они наиболее опасны, потому что непредсказуемы. В 2010-м, если бы не участие Лукашенко, который лично управлял силами, которые разгоняли протестующих, события могли повернуться самым непредсказуемым образом.

Сейчас, на мой взгляд, все было предсказуемо, контролируемо и управляемо. Наверное, было намерение наиболее непримиримых протестующих разгромить, если они не хотят примириться с результатами выборов, им нанести поражение – моральное, физическое и идеологическое.  

План был реализован. События шли по руслу, которое запланировало руководство МВД, Совета безопасности и КГБ.

Как, по-вашему, будут развиваться дальнейшие события?

– Думаю, не будет каких-то чрезмерно жестких мер.

Мое мнение: власть удовольствуется победой, и после того, как наиболее активные участники отсидят сутки, больших судебных процессов не будет, именно потому, что события были управляемыми.

Если кто-то особенно вызывает раздражение властей, возможно, будут какие-то сроки в отношении тех, кто непосредственно руководил.

Предполагаю, что все же будет проявлено великодушие. Как сказал Лукашенко, никому мстить не будут и так далее.

– Но перемены в обществе все же запущены..

– Все дело в том, что, конечно, и Лукашенко, и тем, кто вокруг него, понятно, что сейчас не 2010 год. Сейчас страна другая, выросло поколение свободолюбивых людей.

Даже те, кто сегодня поддержал Лукашенко в надежде на будущие перемены, и те, кто был нейтрален, все равно ждут перемен. И это своего рода индульгенция, карт-бланш Лукашенко – для того, чтобы он их провел, иначе от него отвернутся даже его сторонники.

Учитывая, что он хочет остаться в истории Беларуси не однозначно плохим человеком, будут изменения в Конституции. Потому что он не захочет своему преемнику оставлять такую же абсолютную власть, которая может повернуться потом и против него в отставке, и против близких, и против соратников и т.д.

Произойдет перераспределение полномочий между ветвями власти. Страна будет с сильной президентской властью, но как минимум все остальные ветви власти получат гораздо больше полномочий.

Долго авторитарно управлять невозможно. Люди другие – не те, что были хотя бы пять лет назад.