Власти не справились с нефтяным «шоком»

Более жесткие условия импорта российской нефти и нефтепродуктов стали главным дестабилизирующим фактором для белорусской экономики в 2010 году. Потеряв важный источник валютных поступлений в виде сверхдоходов от реализации на экспорт нефти и нефтепродуктов, Беларусь вынуждена привлекать дорогие внешние заимствования.

Экс-заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко в конце октября 2010 года оценивал дополнительную нагрузку на торговое сальдо и платежный баланс страны от новых условий поставок российской нефти в Беларусь в 1,6-2 млрд. USD. Но если на показатели роста ВВП и внешнеторгового сальдо нефтяной фактор влиял косвенно, то на бюджет страны – прямо. В структуре доходов республиканского бюджета наибольшее недопоступление отмечено в прошлом году по доходам от внешнеэкономической деятельности – минус 4,25 трлн. BYR. В 2010 году белорусский бюджет планировал получить от ВЭД (а к налоговым доходам от ВЭД относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины) 10,1 трлн. BYR, но получил лишь 5,9 трлн. BYR. Отметим, что в 2009 году – самом неблагополучном с точки зрения внешней конъюнктуры для основной экспортной белорусской продукции году – доходы от ВЭД составили около 8 трлн. BYR.

Основная причина падения доходов от ВЭД в прошлом году – изменение условий импорта российской нефти и нефтепродуктов, в результате чего правительство вынуждено было обнулить свои экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. В результате недопоступление вывозных таможенных пошлин при экспорте нефтепродуктов составило минус 4,551 трлн. BYR (всего по вывозным таможенным пошлинам бюджет недосчитался 5,373 трлн. BYR).

Начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Беларуси Дмитрий Кийко в январе на пресс-конференции отметил, что первоначально новые условия поставки российской нефти в бюджете-2010 не планировались. Правительству спешно пришлось обнулить вывозные пошлин на нефть и нефтепродукты, но при этом были отменены субсидии нефтепереработчикам, которые выплачивались в предыдущие годы. Поэтому чистые потери бюджета от «нефтянки» оцениваются в сумме до 2 трлн. BYR. Это обстоятельство вынудило белорусские власти пересмотреть параметры республиканского бюджета прошлого года. 27 декабря 2010 года А. Лукашенко подписал указ № 679, в соответствии с которым дефицит республиканского бюджета на 2010 г был увеличен в 1,8 раза по сравнению с первоначальными планами – до 4,825 трлн. BYR, или 2,9% к ВВП.

Следует отметить, что бюджетные потери доходов от ВЭД не учитывают косвенных потерь для белорусской экономики вследствие новых условий импорта российских нефтепродуктов. Введение в 2010 году пошлин на нефтепродукты при поставке их в Беларусь привело к тому, что белорусские предприятия в разы снизили их закупку.

Неискоренимый оптимизм

Согласно оценкам правительства, в этом году налоговые доходы от ВЭД должны пополнить бюджет 7,2 трлн. BYR (около 2,4 млрд. USD, или 21,4% от всех доходов бюджета), что на 1,3 трлн. BYR больше, чем фактически получено в 2010 году. Но не является ли этот показатель заведомо провальным? Ведь с нынешнего года все экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из российской нефти, перечисляются не в белорусский, а в российский бюджет.

Источником выполнения этого показателя не может быть и так называемая альтернативная венесуэльская нефть, поставки которой продекларированы Беларусью в этом году на уровне 10 млн. т. Ибо эта нефть поставляется в страну без пошлин, равно как и выработанные из нее нефтепродукты экспортируется без пошлин.

Правда, подписанное в Москве 9 декабря в рамках создания ЕЭП Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе из Беларуси за пределы таможенной территории ТС нефти и нефтепродуктов, предоставляет возможность белорусской стороне «поправить» ситуацию. Белорусские эксперты настояли, чтобы в данном документе были учтены технологические и транспортные преимущества нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси. Поэтому в соответствии с данным соглашением белорусская сторона вправе устанавливать сверх вывозной таможенной пошлины, перечисляемый в бюджет РФ, обязательный платеж, зачисляемый в бюджет Беларуси.

По данным на середину февраля, правительство такой возможностью пока не воспользовалось. Вероятно, сделать это будет очень непросто в условиях, когда российские компании непредвиденно повысили цену на поставляемую в Беларусь нефть и пока отказываются от переработки на давальческих условиях.

Поэтому основным источником выполнения показателя по доходам от ВЭД пока остается экспортная пошлина на калийные удобрения. Сейчас ставка экспортной пошлины на удобрения установлена в размере 50 евро/т, хотя правительство изучает возможность ее увеличения еще на 25 евро/т. Однако одна только калийная пошлина не сможет обеспечить выполнение нужного показателя.

Не поможет это сделать даже экспортная пошлина на белорусскую нефть (с нынешнего года Беларусь получила возможность экспортировать собственную нефть с перечислением ее свой бюджет. Для справки, Беларусь планирует в этом году добыть 1,68 млн. т нефти, экспортная пошлина на нефть унифицирована с российской).

Между тем, глава миссии МВФ в Беларуси Кристофер Джарвис недавно оценил позитивный эффект для Беларуси от новых условий поставок нефти в рамках создания Единого экономического пространства в 1,3 млрд. USD. Прогнозы белорусской стороны сразу же после подписания в декабре 2010 года нефтяных соглашений в Москве были гораздо оптимистичнее. Отмечалось, что сальдо внешнеторгового баланса по нефти и нефтепродуктам в 2011 году будет положительным и составит 750 млн. USD (в 2010 году оно сложилось на уровне минус 1,5 млрд. USD). Предполагалось также, что белорусские НПЗ в этом году смогут заработать на переработке 1 т нефти 30 USD, в то время как в 2010 году – всего лишь 3 USD.

Но эти прогнозы уже дали сбой. В январе российские нефтяные компании поставили в Беларусь всего 356,1 тыс. т нефти вместо предусмотренных планом 1,550 млн. т. При этом теперь весь объем российской нефти теперь приходится закупать белорусским субъектам хозяйствования, что требует большого отвлечения валютных ресурсов. Сложная ситуация с поставками российской нефти в январе привела к тому, что Беларусь не экспортировала свою нефть, а белорусские НПЗ сработали в январе с убытками (по оценкам, Мозырский НПЗ получил убыток около 15 млн. USD).

Очевидно, что повышения с 1 февраля на 10% оптовых цены на отдельные виды нефтепродуктов (в частности, на топливо печное, осветительный керосин, мазут топочный, гудрон и нефтебитумы) недостаточно для повышения эффективности работы НПЗ. В то же время, по неофициальной информации, правительство не поддержало предложение концерна «Белнефтехим» о повышении цен также на светлые нефтепродукты.

Так что пока оптимизм экономических властей не выглядит оправданным. И бюджет в конце 2011 года по-видимому придется пересматривать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)