Власти испугались акции протеста грузоперевозчиков, отреагировав в «фирменном» стиле
Совмин подготовился к встрече с белорусами, попавшими на штрафы из-за пользования платными дорогами BelToll. Площадь Независимости в Минске оцепили милиция и спецслужбы, к Дому правительства подогнали два автобуса со спецназом.
Белорусские власти в очередной раз продемонстрировали свою беспомощность. На 11 утра 4 февраля у здания Совета министров планировали собраться грузоперевозчики, на которых повесили штрафы в несколько тысяч евро. Многие водители нарушили правила пользования BelToll в первые месяцы после запуска системы платных дорог в Беларуси. По их мнению, транспортная инспекция вовремя не пресекала эти нарушения — и как результат, люди были оштрафованы на астрономические суммы от 1000 до 80 000 евро.
На директора минской транспортной фирмы Сергея Штоду за первые два месяца работы BelToll оформили 30 актов по 260 евро каждый. О том, что он нарушитель и задолжал государству кругленькую сумму, он узнал только на третий месяц, когда ему прислали акты.
За полтора года Сергей Штода обошел бесчисленное количество кабинетов в коридорах власти. Водители просили дать амнистию тем, кто был оштрафован в первые три месяца работы BelToll (август-октябрь 2013-го года), а также уменьшить суммы штрафов по некоторым другим видам нарушений. Вице-премьер Анатолий Калинин пообещал разобраться и решить проблему.
А уже в начале января директора фирм, занимающихся грузоперевозками, обнаружили, что на их банковских счетах – ноль. Как выяснилось, счета заблокировала транспортная инспекция.
Позицию грузоперевозчиков в интервью «Салідарнасці» высказал Сергей Штода:
— Мы считаем, что эти штрафы — бред. Для чего это делается? Поставить на колени? Еще больше вытянуть денег? До банкротства довести? Мы бы рады заплатить, чтобы отстали, но их нет, этих денег.
На горло стали власти-чиновники. Заходишь — сидят в блестящих костюмах, не хотят даже разговаривать. В Совмин никогда не дозвонишься. Чего вы сидите там, если вам дозвониться невозможно?
Утром 3 февраля Сергей Штода отправился на прием к первому вице-премьеру Матюшевскому, чтобы не доводить вопрос до уличной акции.
Однако встреча со вторым человеком в правительстве оказалась ловушкой.
Сергей получил 15 суток за то, что «ругался матом».
Белорусские власти тщательно подготовились к встрече с народом. В среду утром Площадь независимости оцепили милиционеры и представители спецслужб. Как сообщает «Наша Ніва», на выходах из метро —усиленные наряды милиции, у Дома правительства стоят два автобуса со спецназом, в возле БГУ — «Газель» спецведомства.
По состоянию на 11 утра к Совмину никто не пришел, кроме журналистов и сотрудников милиции в штатском, передает Радыё Свабода.
Позже стало известно, что пострадавший от системы платных дорог BelToll грузоперевозчик Олег был единственным, кто появился у здания Дома правительства.
— Кроме меня, гаишников, омоновцев и сотрудников КГБ там никого из перевозчиков не было, — сообщил он charter97.org. —…После всего, что я увидел, мне больше не жаль своих коллег. Они заслужили ту участь, против которой не хотят даже бороться.
Олег записался на прием к министру финансов, чтобы передать обращение об отмене штрафных санкций за неправильное использование платных дорог. Прием назначен на 6 февраля.
— Помощи у своих коллег я не прошу, — говорит единственный участник акции. — Результат я увидел сегодня. Для милиции: матом в общественных местах не ругаюсь.
Очевидно, что никто наверху не собирается решать проблемы грузоперевозчиков, оказавшихся на грани банкротства. Доведенный до отчаяния Сергей Штода готов был сжечь свою машину, поскольку ему нечем платить штраф. В таком же положении оказались несколько тысяч белорусов.
— Посадят или арестуют меня — найдется третий, пятый, десятый. Никто это остановит. Накипело у всех, — говорил лидер акции грузоперевозчиков, предвидевший свой арест.
У белорусских властей был выбор. Вместо того, чтобы сажать за решетку бизнесмена и зачищать площадь в центре столицы, премьер-министр Андрей Кобяков мог бы выйти к людям и выслушать их. Именно так поступают чиновники в демократических государствах. Но в нашей стране власти не оставляют народу выбора.
Читайте еще
Избранное