Власть упырей и экономика внимания

«Мне жаль смотреть на людей, многие из которых мне симпатичны, которые изо дня в день реагируют на медийные жесты госничтожеств и отдают им свое время и свою жизнь, делая их сильнее», – заявляет автор книги «A Creative History of the Russian Internet: Studies in Internet Creativity» Евгений Горный.

Статья директора Русской виртуальной библиотеки Евгения Горного была опубликована на сайте openspace.ru. Если заменить российские реалии нашими, а имена Путина и Медведева фамилией Лукашенко, то этот текст, пожалуй, будет не менее актуальным и для белорусов. Приводим статью «Власть упырей и экономика внимания» полностью.

«Лао-цзы сказал: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Он следует естественному ходу вещей, поэтому ему нет нужды утверждать собственную значимость. Соответственно, и подданным нет дела до того, кто ими правит, если страна процветает и каждый может беспрепятственно заниматься своим делом.

Очевидно, что в России правители хуже некуда, поскольку все только о них и говорят. Как предмет речи двухголовый тандем тысячекратно популярней любых персонажей желтой хроники. Путин и Медведев — аналог Пугачевой и Галкина (или кто там сейчас в топе поп-звезд), возведенный в энную степень: они сверхзначимы и вездесущи; каждое их слово — информационный повод, каждое телодвижение — тема для дискуссии.

Поп-звезды — феномен массмедиа. «Звезды» существуют лишь до тех пор, пока их показывают по телевизору, пока о них пишут и говорят, пока их фотографии публикуют в журналах. Не так уж важно, умеют ли они петь и плясать или это надувная пустышка с сиськами. Чтобы что-то значить, главное — не вылезать из телевизора и голов. Популярность приложится.

Новость дня. Шок! Путин сделал ботокс. Медведев написал в твиттер. Путин поделился секретом своей физической формы. Медведев заявил, что возьмет дело под личный контроль. Загадки и тайны власти: кто из них победит на выборах? Откровенные фото знаменитостей! Путин и Медведев в присутствии патриарха обменялись кольцами в храме Христа Спасителя.

Большинство этих «новостей» не имеют никакого отношения к политике. Это желтая пресса в чистом виде, задача которой — любой ценой захватить внимание аудитории и утвердить образ знаменитости в качестве ценности.

«Политика» служит здесь ширмой для чего-то другого. Например, для компенсаторной реализации подростковых фантазий премьера (накачанные мускулы, скакать на коне, тайно овладеть чемпионкой, гоночные машинки, вертолеты, подводные лодки, набить морду, абсолютная власть) или увлечения президента модными гаджетами.

Главное даже не в этом. А в том, что власть на самом деле ни для чего не нужна. Но, чтобы поддерживать условия собственного существования, она создает иллюзию своей нужности.

Почему же тогда множество людей изо дня в день обсуждают так называемые новости о так называемой политике так называемого государства?

С «партией телевизора» понятно: наркотическая зависимость от «новостей». Информационный террор и развлекательная пропаганда, сводящие многосложность мира к набору понятных стереотипов и привычных стимулов, спасают от дискомфорта жизни, привычно возбуждая центр удовольствия. «Отцы нации», как героин, вне конкуренции. Персонажи сериалов меняются вместе с сериалами; протагонисты программы «Время» всегда одни и те же. Что как бы намекает на стабильность, надежность и решение всех проблем. (В этом разгадка предсказуемости опросов «общественного мнения» и результатов «выборов».)

Но как же «партия интернета», где так много умных, энергичных, талантливых? Конечно, здесь преобладают критика, разоблачения и насмешки. Но объем внимания, уделяемого власти, тот же самый, если не больше. Я еще могу понять тех, кто делает это за деньги (журналисты, политологи, эксперты) — работа у них такая. Но остальные? Зайдите в ЖЖ, загляните в Твиттер. Та же политика, только в профиль.

Блогеры реагируют, анализируют, комментируют, иронизируют, негодуют; сочиняют «стихи на случай», рисуют карикатуры (Пахан с клыками и Айфончик с Твиттером); мастерят фотожабы, снимают видео и жмут на кнопку «репост», с готовностью откликаясь на поводы, предоставляемые государством.

С одной стороны, это прекрасно, поскольку свидетельствует о гражданской активности и творческом порыве. С другой стороны, это смешно и печально, поскольку предмет, к которому эта энергия прилагается, ее не достоин.

Мне жаль смотреть на людей, многие из которых мне симпатичны, которые изо дня в день реагируют на медийные жесты госничтожеств и отдают им свое время и свою жизнь, делая их сильнее.

Я не против государства как такового. Но следует различать государство и псевдогосударство. Государство в собственном смысле есть осмысленное функциональное образование, задача которого — кодифицировать спонтанно возникающие социальные практики в виде законов, служить посредником между социальными группами, защищать своих граждан и интересы общества в целом. Функция псевдогосударства — чисто паразитическая: отбирать и присваивать, ничего не производя. Нынешняя российская власть на 99 процентов — псевдогосударство. Или иначе: «оккупанты», «бандиты», «колония трутней», «кремлядь», «единокрысы», ОПГ «Российское государство». Или еще иначе: упыри, паразиты, рак.

Российское государство до сего момента являет собой деструктивную имперскую систему (антисистему), злокачественное образование по типу раковой опухоли на общественном уровне, проявляет все свойства рака, логично и стройно описывается в терминах и понятиях онкологии, имеет соответствующий раку прогноз и схожее по принципам лечение (Юрий Кузнецов. Канцерократия).

Итак, государство — это рак: внутренняя оккупация. Раковые клетки и паразиты не выполняют в организме никакой полезной работы. Они заботятся только о себе. Их единственная функция — питаться ресурсами организма, пожирать здоровые клетки. До тех пор, пока организм не умрет.

Или иначе: в «стране победившего феодализма» у власти — кучка бессовестных упырей, которым «не стыдно». Главная функция власти — сосать. Сосут «красное», сосут «черное». Сосут «баблос». Сосут нашу психическую силу и витальную энергию. Сосут наше время. Сосут нашу жизнь. Присосались, сосут и высасывают, урча и причмокивая. И будут сосать, пока не высосут все.

Уже давно самые разные, гораздо более умные, чем я, люди пытаются обратить наше с вами внимание на фокус, который за 10 лет проделал Путин: под предлогом укрепления государства он его полностью разложил, развратил и в конце концов ведет к очередному самоуничтожению (Олег Пшеничный).

Российская власть, подобно раку, паразитам, вампирам, пожирает ресурсы нации и ведет страну к гибели. Она ни для чего не нужна. Но, чтобы поддерживать условия собственного существования, она создает иллюзию своей нужности.

И как эти условия создаются? Государство делает все возможное, чтобы не дать гражданам самоорганизовываться и самим решать свои проблемы. Общество, подобно здоровому организму, обладает способностью к саморегуляции и самоисцелению. Государство, подобно паразиту, внедряется в тело общества и замыкает управление его функциональными системами на себя, объявляя любую самодеятельность преступлением («Самовольное тушение пожаров будет признано экстремизмом»). С одной стороны, людям не дают ничего делать самим, с другой — систематически поощряется и насаждается патернализм («прямая линия Путина», «письма Медведеву» и проч.). «Без меня вы пропадете», — говорит государство. «Я — лекарство», — говорит рак.

Возникает перевернутый мир, где государство терроризирует народ, которому оно должно служить, попутно внушая ему, что «рабство — это свобода». Вместо никогда не существовавшей «власти советов» — различные формы самодержавия. Вместо институтов гражданского общества — злокачественная «вертикаль власти»: «партия жуликов и воров» под предводительством национального лидера. Вместо органов местного самоуправления — кремлевская Золотая Орда. Вместо экономики — «распил, откат, занос». Вместо правосудия — «хамсуд». Вместо гарантированной свободы слова — уголовная статья за «разжигание ненависти». Вместо защиты граждан — «отоваривание дубиной по башке».

Что касается «политических новостей», то, как сказал не помню кто, место им — в разделах «Бизнес» и «Криминал». Представьте себе, что глисты каждый день выступали бы в новостях и рассказывали организму о том, какую важную пользу они ему приносят.

Ж.-П. Сартр в автобиографической повести «Слова» вспоминает некоего учителя, отличавшегося крайне зловонным дыханием, и описывает парадоксальную смесь почтения и тошноты, которую этот учитель у него вызывал:

У меня было две причины уважать моего учителя: он желал мне добра, и у него дурно пахло изо рта. Взрослым полагалось быть морщинистыми, неаппетитными уродами; когда они меня целовали, мне нравилось преодолевать легкую тошноту, это доказывало, что добродетель дается дорогой ценой. ...Отвращение, которое они во мне вызывали, составляло неотъемлемую часть их престижа. Я смешивал чувство брезгливости с уважением. Я был снобом. Когда господин Барро склонялся ко мне, его дыхание подвергало меня изощренной пытке, но я усердно втягивал носом неблаговонный дух его достоинств.

Люди, которые изо дня в день пишут в своих журналах о злодействах Путина и благоглупостях Медведева, о ворюгах-чиновниках и депутатах-убийцах, напоминают мне маленького Сартра, с его зачарованностью авторитетной вонью и готовностью снимать по утрам фуражку со словами: «Здравствуйте, господин учитель».

Психомагический аспект проблемы состоит в том, что чем больше вы повторяете чье-то имя, тем большей властью над собой вы его наделяете.

Так, стихи о Путине, по видимости — пародийно-комические, по сути сводятся к мантрическому повторению его имени:

Ехал Путин Через Путин

Видит Путин в Путин Путин

Сунул Путин Путин в Путин

Путин Путин Путин Путин

Отрицание — продукт сознательного ума, который силен в разговорах, но слаб в действиях. Бессознательное, определяющее наши поступки, отрицание игнорирует. Сознательная установка «Я НЕ буду курить» преобразуется в бессознательную программу «Я БУДУ курить». Так и протестная пищалка «Путин, Путин, уходи!» откладывается в глубине психики заклинанием «Пусть всегда будет Путин».

Сколько прекрасного и замечательного в этом мире! А мы все нюхаем вонь изо рта упырей, все пережевываем путинскую портянку.

Какова же положительная программа?

Первое. Лишить государство энергии нашего внимания как одного из источников его силы. Игнорировать его притязания на важность и значимость. Объявить власти информационный бойкот. Переключить свое внимание с паразитов сознания на то, что нам действительно интересно; на то, что нас возвышает и обогащает, а не понижает и опустошает. (Мне было бы интереснее читать о том, как Марина Литвинович воспитывает своего ребенка, чем ее комментарии по поводу злодеяний режима.) Думать о решении, а не о проблеме.

Второе. Не сотрудничать с государством. Не играть по правилам, которые оно навязывает.

Третье. Самоорганизация на основе автономии и самодостаточности.»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)