Беседка
Михаил Садчиков, ”Труд”

Владимир Молчанов: «Столько дураков сразу я за всю жизнь не видел»

Мэтр современного российского телевидения, лауреат премии "ТЭФИ" Владимир Молчанов рассказал в интервью, зачем занимается тем, что не приносит больших денег, почему считает нынешний бомонд больными людьми, а Андрона Кончаловского несчастным человеком.

— В предстоящем сезоне мы увидим ваш ТВ-проект "Частная жизнь"?

— Программа просуществовала три с половиной года и сейчас закрыта.

— Вы как-то радостно об этом говорите!

— У меня столько программ закрывали в жизни, что я совершенно не переживаю. Три с половиной года для телепроекта — более чем достаточно. Сейчас я занимаюсь тем, что действительно люблю. За это не платят больших денег. Но это то, что мне по душе. Я говорю о документальных фильмах — делаю их по одному-два в год, в соавторстве с женой. Мы сняли фильм о русских сиротах, которых усыновили и удочерили в Испании. Они там потрясающе живут. В августе смонтируем фильм и в сентябре, надеюсь, покажем в эфире.

— Многие телезрители недоумевали: нужно ли было Молчанову, фигуре столь крупного ТВ-масштаба, соглашаться на роль ведущего ежедневного семейного ток-шоу "Частная жизнь"?

— Понятно, о чем вы говорите. Но до "Частной жизни" я никогда не вел ток-шоу — только брал интервью. Меня зацепило то, что впервые я буду делать разговор не тет-а-тет. Решил рискнуть.

— Риск оказался оправданным?

— В принципе да. Притом такого количества глупых людей, которых я встретил в студии за три с половиной года "Частной жизни", я не встречал никогда прежде.

— Кому пришла в голову идея свести вас в пару с молодой телеведущей Ликой Кремер?

— Лика прошла конкурс или, как теперь говорят, кастинг. Я очень люблю ее отца, гениального скрипача Гидона Кремера, и когда мне сказали, что есть такой вариант, то я был только рад. И она была девушка нетелевизионная.

— Это плюс?

— Теледевушки — стервы! А Лика — приличный, достойный человек, милая, чудесная девочка. Я очень рад, что мы вместе работали три с половиной года. Сейчас, когда наши пути разошлись, я желаю ей самых больших творческих успехов.

— Вы книжку мемуаров еще не пишете?

— Зачем?!

— Сейчас же это модно. Все пишут!

— А у меня есть две книжки — не о себе. Над одной "Возмездие должно свершиться" (серия документальных очерков) я работал семь лет, занимаясь темой нацистских преступников. Если бы не та книга, я бы не стал известным журналистом, а журналист обязан быть известным. Как и актер.

А года два назад мы с женой выпустили книгу "И дольше века..." Изначально так назывался телецикл — о людях, которых я очень любил, с кем мне довелось пообщаться. Вышло около тридцати серий. Василий Аксенов, Майя Плисецкая, Василь Быков, много иностранцев. А книжка была написана по мотивам этого телецикла и вышла в "Вагриусе".

— Но ее не видно на прилавках!

— Тираж — 5 тысяч! Когда у меня "нацистская книжка" в "Политиздате" вышла при советской власти, то первый тираж был 100 тысяч, а второй — 150. На гонорары я машину купил. А теперь 5 тысяч, спасибо, и почти никаких денег! За одно интервью из этой книги с Эмиль де Маркес, которое я отдал в глянцевый журнал, мне заплатили 800 долларов. А за всю книжку, которую мы с женой сделали, нам заплатили приблизительно столько же.

— Но мемуары о себе любимом можно и бесплатно написать. Многие звезды так поступают...

— А у меня нет желания. Кто я такой, чтобы о себе писать?!

— Как кто? Приличный человек, прекрасный журналист.

— Да перестаньте! Приличных людей множество. А журналист, я считаю, вообще не серьезная профессия. Делиться уроками несерьезной профессии?! Я могу написать о людях, с которыми общался, встречался, с которыми я вырос. Об этом стоит писать… А говорить о себе — это просто бред какой-то!

— Вы в курсе, что ваши манеры и ваш голос до сих пор пародируют в КВНе, да и Максим Галкин тоже?

— Лучше всего меня Максим пародирует. С этим номером он впервые и попал на телевидение. Я ведь сам играл в студенческом театре МГУ (Молчанов окончил филфакультет, группу нидерландского языка и литературы — авт.) и сейчас я там один из попечителей или как это называется. Однажды пришел на представление этого театра, и ко мне подошел немного испуганный мальчик: "Вы не обидитесь, если я со сцены покажу вас?" — "Конечно, покажите!" Он вышел на сцену и поразительно точно спародировал мои интонации, фразы вроде: "Отбросим эти бесплодные разговоры! Поговорим о том, о чем говорить нельзя! То бишь о... презервативах!" Я хохотал от души. И вскоре пригласил Максима на REN-ТV, где тогда работал. Помнится, Ирина Лесневская снимала новогоднюю программу, для которой мы записали сюжеты с Эльдаром Рязановым, Юрием Ростом, многими другими. А с Максимом мы вместе сидели в кадре и общались: я из себя изображал такого выжившего из ума старого идиота, а Макс меня пародировал. Это был первый его выход на ТВ. Считай, с этого момента он рванул вперед, и я его безумно люблю.

— Может, для вас будет новостью, что в домашнем кругу вас очень неплохо пародировал Филипп Киркоров?

— Никогда об этом не слышал! Может, потому что я не взял Киркорова в программу "До и после полуночи". Я многих брал, а его не взял. Может, он обиделся?

— Нет, он по-доброму вас пародировал!

— Тогда жаль, что я ни разу не слышал.

— Владимир Кириллович, наверняка у продюсеров возникает желание возродить столь успешный телепроект, каким была ваша программа "До и после полуночи"?

— Сегодня это сделать нереально. К сожалению. Я бы очень хотел возродить "До и после полуночи", но возможно ли это в нынешнее время? Ведь мы были славны двумя традициями. Мы говорили о вещах, о которых раньше говорили только на кухне. Сталинские репрессии, диссиденты, психиатрические клиники... В субботу мы выходили в эфир, а потом неделю об этом говорила вся страна: "Слышал, в "До и после полуночи" сказали?!"

И второе — музыка. Мы ставили в эфир уникальную музыку, которая раньше была официально запрещена в СССР. "Битлз", Ленинградский рок-клуб, мы дали премьеру песни Игоря Талькова "Россия". Почему они были запрещены? Например, "Паромщик" Пугачевой был запрещен к исполнению, потому что какой-то высокопоставленный идиот сказал, что эта песня посвящена Солженицыну. Кто-то шепнул: "Паромщика" нельзя показывать!", но мы все равно ее дали в эфир. Разразился скандал! Ничего, пережили... Похожая история была с песней "Крысолов" в исполнении Пугачевой. Говорили, что это песня о Горбачеве и его окружении, ее нельзя давать. А мы ее дали…

А как сегодняшним молодым стать известными журналистами? Все сказано, серьезной политики в России нет. Нет серьезных политических фигур. Они могут стать известными только на грязи, на криминале, на том, с кем крутит романы Алла Пугачева. Но это же не журналистика! Поэтому я им сочувствую.

— Вы всегда очень тепло говорите о своей жене Консуэле... Забавно было наблюдать в программе "Частная жизнь" ситуации, когда какой-нибудь ловелас упоенно рассказывает о своих романах, а Молчанов молчит-молчит, но потом вдруг как скажет: "А я женился в 18 лет и всю жизнь прожил с одной женщиной!"

— Я действительно женился, как только мне исполнилось 18. Я считаю, что совершенно случайно женился, но именно на той, которая стала абсолютной женщиной моей жизни. Я не представляю себе жизни без нее! Она гораздо умнее меня, гораздо образованнее. Когда мы работаем вместе над документальными фильмами (она — режиссер, сценарист, монтажер), то ругаемся страшно! И всю жизнь ругались. Но я считаю, что выиграл, связав всю свою жизнь с одной женщиной.

— Нынче звезды любят выставлять напоказ свою роскошную жизнь, снимаясь в собственных загородных особняках для глянцевых журналов. Скажите, а как вам удалось не стать гламурным персонажем?

— У меня есть дом в деревне, в Cтарой Рузе. Но я вообще терпеть не могу говорить о том, что касается моей частной жизни. Я с внуком в деревне снимался, но на улице...

А те, кто охотно рассказывает о своей частной, интимной жизни, это же просто больные люди! Так я и относился к тем, кто приходил в мою программу "Частная жизнь". Это больные люди, которые по первому ТВ-зову готовы с упоением рассказывать, как он изменил, сколько раз, с какой женой жил. Я никогда этого не сделаю. Это табу!

Я очень люблю Андрона Кончаловского как режиссера. Но когда увидел книгу, где он рассказал все о тех женщинах, с которыми жил, я подумал, что он несчастный человек. Потому что о таких вещах нельзя рассказывать! Это твое, только то, что случилось между тобой и твоей женщиной. И ты не имеешь права об этом рассказывать. Зачем? Как это может быть? Я не понимаю!

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Владимир Молчанов родился 7 октября 1950 года в Москве. Был чемпионом СССР по теннису среди юношей в парном разряде. Однако приблизиться к успехам своей старшей сестры, Анны Дмитриевой, 20-кратной чемпионки СССР, выведшей советский теннис на мировую арену, ему оказалось не под силу. Славу Молчанову принесла работа на ТВ, куда он впервые пришел в январе 1987-го в редакцию программы "Время".

Лауреат премии "ТЭФИ", обладатель серебряного приза Чикагского международного телевизионного конкурса, номинант международных конкурсов документальных фильмов в Ницце и Берлине. Избран академиком Российской академии телевидения и членом-корреспондентом Российской академии естественных наук.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)